войти
опубликовать

Декорации. Добро пожаловать!

Выставка 18 сентября 2020 − 24 января 2021
«Мыстецкий арсенал» представляет выставку современного украинского художника Андрея Сагайдаковского «Декорации. Добро пожаловать!». Это первая большая выставка в Арсенале живого современника, работы которого представлены на 4 тысячах квадратных метрах площади выставочного пространства.

Выставка «Декорации. Добро пожаловать!» - это проект, над которым работали известные украинские кураторы Соломия Савчук, Александр Соловьйов и Павел Гудимов. Экспозиция состоит из собраний работ из частных коллекций и галерей, также на выставке представлены инсталляции, созданные на месте самим автором.

Андрей Сагайдаковский - один из ярчайших представителей украинского андеграунда 80-х и пионер украинской инсталляции. Его работы впервые были представлены в родном Львове в 1990-гг., далее была выставка в Варшаве, а в 2015 году художник выступал вместе с польским павильоном на Международном фестивале искусств в Венеции.
С Мыстецким Арсеналом художника связывает не только текущий проект. В 2012 году Андрей Сагайдаковский стал лауреатом Первой киевской международной биеннале современного искусстваARSENALEAWARDS 2012 в номинации «Открытие 2012 года».

Декорации Сагайдаковского - это метафора «жизни как театра», и автор приглашает зрителя поиграть вместе с ним, не особо увлекаясь поиском высоких смыслов и интерпретаций. Для создания игрового переживания кураторская группа максимально воспользовалась пространством Арсенала: анфиладная система залов погружает посетителя каждый раз в новые условия. А декорациями становятся сами работы, написанные в традиционной для художника технике с использованием ковров. Ковер – самодостаточный образ целой советской эпохи, но автор еще больше усиливает колорит этого материала броскими образами: дети, узнаваемые советские лозунги, наставления «родителей»… Эффект усиливается и китчевой, динамичной подачей материала. 

Среди всех работ можно выделить несколько тематических направлений, объединенных по стилю. В первую очередь – это тело как фрагмент. Начиная с двух огромных голов, которые ведут молчаливый, но красочный диалог на разных концах зала, и заканчивая фрагментами-акцентами ног, рук и ушей которые живут своей жизнью. Сами кураторы называют этот прием «телесные студии или анатомическая эквилибристика».

Вторая яркая тематика – это дети. Дети у Сагайдаковского полностью меняют представление о беззаботном детстве, часто они являются жертвами родительских нравоучений, системы, страны и исторического контекста. Они одновременно грустные и веселые, играющие в дворовые игры и по-взрослому серьезные. 

Третий лейтмотив экспозиции – это спорт, а точнее, советский спорт. Масштабные инсталляции с использованием спортивного снаряжения, которое специально привезли из региона, где живет художник, создают атмосферу с одной стороны духа эпохи («Быстрее! Выше! Сильнее!»), а с другой - ощущение разрухи и ветхости любых убеждений того времени.

Отдельного внимания заслуживает зеркальная комната, которую автор создал прямо на месте, во время подготовки выставки. Огромные зеркала, в которых из-за мутности невозможно разглядеть изображение, только цветные силуэты, -они подтверждают концепт неточности, размытости, игривости восприятия мира. Единственным взрослым, полноценно-серьезным персонажем выставки неожиданно становиться Джимми Хендрикс, огромный постер которого расположен в конце экспозиции. Рядом с ним - гитара, на которой играл автор.

Специально к открытию в рамках образовательной программы «Факультатив» организаторы проводили лекции о творчестве художника и осмыслении периода украинской культуры 80-х и 90-х годов. Впрочем, выставка настолько гармонично простроена, что не требует дополнительных разъяснений со стороны кураторов. Попадая в пространство Арсенала, вы сразу становитесь, и зрителем, и участником, и критиком «представления», - это и есть тот эффект, который задумывался самим Андреем Сагайдаковским.

Ретроспективный проект львовского мэтра будет открыт в Киеве до 24 января 2021 года, а также экспозиция доступна онлайн в виде 3D-тура.

Автор: Анна Денисенко.