войти
опубликовать

Сад утопий

Выставка 19 марта − 16 мая 2020
Галерея «Виктория» представляет большой выставочный проект «Сад утопий», посвященный утопии как творческому методу и образу мышления.

Выставка условно поделена на три зоны: жилище, город и сад, каждая из которых наполнена самыми разными произведениями: гравюры, книги, чертежи, макеты, посуда, скульптура, инсталляция и видео, бродя среди которых, можно познакомиться с проектами зарубежных и российских художников от XVIII века до наших дней, от французского классицизма до самарского совриска.

Выбор произведений и экспозиция обусловлены скорее поэтически, рифмами и ассоциациями, чем методически. Общим фоном для выставки стала инсталляция Алисы Николаевой “Фонтан” (2020), которая превратила всё пространство галереи в урбанистический сад.

Фантастическое будущее на выставке представят чертежи «Летающего города» Георгия Крутикова (1928), супрематическая посуда от Казимира Малевича и абсурдные рационализаторские фантазии из книги Уильяма Хита Робинсона «Как жить в квартире» (1936), «ретро-утопии» Джованни Баттиста Пиранези, который изображает колоссальные античные руины на фоне современного ему Рима, и работу самарского художника Александра Филимонова «Когда и при каких обстоятельствах я в первый раз увидел искусство» (2020), где шедевры искусства расположились в интерьерах хрущёвок, как окна в параллельные миры, дразнящие и слепые. В своем фотопроекте «Чудесный день» (2018) Сергей Сапожников фотографирует интерьеры заброшенного Palazzo Costantino в Палермо и интегрирует полученные изображения в рабочие постройки совхоза в Ростовской области, на родине художника. Это соседство оказывается ретро-утопичным, сентиментальным и ироничным одновременно. Похожим образом французский художник Абсалон инсценирует быт в своих «Жилищных решениях» (1992): они одновременно отсылают к домам на Ближнем Востоке, откуда он родом, дешёвому жилью на окраине Парижа и модернистской одержимости экономией. Саморазоблачающий пафос утопии используют в своих инсталляциях Ирина Корина (2006) и арт-группа «ЗИП» (2017).

Подготовлено по материалам сайта Галереи «Виктория».