Регистрация
О выставке
Выборгский замок представляет выставку "15 м/с"

15 метров в секунду

(Владимир Якобчук, Андрей Хрещатый)

Владимир Якобчук верен бумаге. При всей любви к экспериментальным техникам и живописи маслом он постоянно обращается к акварели. И заглавная большеформатная работа этой выставки доказывает мощь и масштаб, которые эта живописная техника способна реализовать в руках мастера. Глобальные акварели редки в европейском искусстве, скорее они характерны для азиатской традиции, которая по иному рассматривает возможности бумаги и акварели, далеко выходя за пределы камерных кабинетных произведений.

15 метров в секунду по шкале Бофорта, измеряющей силу ветра от полного штиля до урагана, определяется как "крепкий ветер", когда волны на море громоздятся, гребни срываются, качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки и трудно идти против ветра. Это не только осенняя картина с падающими листьями, но и некая аллегория пути в искусстве, жизненного пути с преодолением трудностей и естественными потерями. На месте срывавшегося листа на цветовом поле остается белая зияющая пустота...

Сложная цветовая гамма достигается трудоемким и длительным процессом многослойных акварельных покрытий с периодическими отмывками для придания необходимой прозрачности и сочетаемости оттенков. Акварель предстает не как легкая сиюминутная зарисовка, а как серьезная кропотливая работа. Цвета нежные и одновременно вызывающие, природные и одновременно неестественные. Напряжение, минор и легкие нотки надежды.

Художнику удалось передать ощущение полета и движения. Листья отрываются, но подхваченные ветром не успевают упасть вниз и начинают горизонтальное кружение. Они словно подсвечивают, выхватывают кусок воздуха за собой, пространство углубляется и приобретает фактуру, которая постепенно растворяется и сходит на нет. Манера подачи картины, намеренно оторванной от стены, подчеркивает этот эффект.

Другие графические работы, представленные на выставке тоже проявляют изображение из фактуры пространства. Монохромные растровые линии в сферических пересечениях складываются в очертания лиц и черепов. Традиционные модели, которые изображают художники, но опять эмоционально "осенней" "опадающей" окраски.

Другую свою сторону автор показывает в альбомах зарисовок, которые становятся полноценными представителями жанра "книга художника". Здесь буйство жизни. Античные слепки с пакетами кефира, жизнерадостные консервные банки и комнатные растения, портреты знакомых и встреченных в кафе незнакомцев, яркие кляксы и флюорисцентно-кислотные цветовые пятна, вырвавшиеся из сознания художника и маркирующие пространство и окружающую реальность. И опять игра с техниками и материалами. Подобные акварельным эффекты достигаются гелиевыми ручками и фломастерами. И снова попытка придать плоской бумажной поверхности свойства голограммы и иллюзорной 3D глубины. Отсюда абсолютно закономерно вытекает появление в экспозиции пластического объемного искусства.

Скульптор Андрей Хрещатый поддержал "бумажную" историю Владимира Якобчука пространственным объектом. Скульптура отсылает и к известному памятнику Бременским музыкантам, выстроившимся в спортивную пирамиду на спинах друг друга, и к древним тотемным столбам. Однако этот тотем выполнен не из дерева или камня, а из современных искусственных материалов. Черные резиново-пластиковые плашки кажутся переплетениями или обгоревшей блестящей корой, а вкрапления кроваво-красного цвета придают "милым" животным агрессивную витальность и жертвенность. Артисты, бойцы-покровители рода или идущие на заклание? Символическая линия, заданная "крепким ветром по шкале Бофорта", получает развитие, а выставка, открывающаяся "такими безобидными" осенними листьями философскую глубину и неоднозначность.

Артем Магалашвили, арт-критик, кандидат филологических наук, начальник научно-экспозиционного отдела Государственного музея городской скульптуры
Ещё выставки
HELP