www.art-story.com/В галерее ARTSTORY с 21 ноября 2019 по 16 февраля 2020 проходит выставка «Моисей Фейгин. И смеюсь, и плачу». Проект приурочен к 115-летию художника – последнего представителя русского авангарда, который прожил 104 года (1904–2008). Моисей Фейгин стал связующим звеном с революционными новаторами-авангардистами начала XX века; пройдя через «советский период», освоив и переработав традиции и идеи середины прошлого столетия, он осознанно пришел на рубеже тысячелетий к современному искусству. А когда художнику исполнилось 103 года, фамилия Фейгина была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как «самого старого работающего профессионального художника».
Часть экспозиции занимает специально созданный лабиринт, символизирующий серпантин жизни и творческого пути художника. Никто не знает, что будет ждать его за поворотом. Смех или слезы, Арлекин или Дон Кихот, Чарли или Скрипач? Какой из любимых персонажей Моисея Фейгина вам откроется? Какая из фантазий мастера вас захватит – музыкальная или цирковая?
Экспозиция включит живопись и графику из собраний семьи художника и галереи ARTSTORY, а также некоторых других частных коллекций. В организации выставки участвует дочь художника – Анна Моисеевна Фейгина, большой друг галереи. Будут показаны знаковые работы автора, в том числе те, которые экспонировались на выставках в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Третьяковской галерее и других музейных пространствах, а также произведения, которые будут представлены зрителям впервые. Среди редких работ: «Автопортрет» (1966), «Казнь» (1966), «Безмолвие» (1972), «После концерта» (1993), «Старые жокеи и Чарли» (1997), «И смеюсь, и плачу» (1990-94).
Последний «бубнововалетовец» Фейгин начинал с учебы во ВХУТЕМАСе в 1920-е гг., где его наставниками, друзьями, соратниками были Александр Осмеркин, Любовь Попова, Илья Машков, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов. Позже, в 1926-1928 гг. он состоял в обществах «Бытие» и «Крыло», а также в Обществе московских художников — ОМХ. В тридцатые годы остался уже практически в полном одиночестве, потеряв почти всех друзей, которые были обвинены в «формализме». Практически до оттепели 60-х гг., художник оставался в «подполье», писал тайно, а основными зрителями его работ были только близкие люди. Творчество Моисея Фейгина долгое время делилось на работу в «портретном цехе» для заработка и живопись для души. А свой собственный стиль художник выработал достаточно поздно — в конце 1950-х гг.
Моисей Фейгин признавался, что хотел бы написать веселую картину, но из этого ничего не получалось. Его внутренняя свобода слилась со свободным племенем «рыцарей печального образа», арлекинов и одиноких поэтов. «Ты думаешь, что это ты делаешь искусство, а на самом деле искусство делает тебя», – говорил мастер.