Термин «ризома» (rhizome) в переводе с французского означает «корневище». Та же «ризома» — одно из принципиальных положений постмодернизма, введённое в оборот Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в их одноимённой книге.
Сообразно с установками классиков постмодернизма, их мировидение абсолютизирует множественностьвзглядов на устроение и «механизмы» реальности, мотивации и ценностные предпочтения.
Метафорический образ древа традиции (единого ствола-оси) с раскинутыми ветвями многообразия нивелируется, уступая место иной метафоре, метафорекорня — с нескончаемыми переплетениями, капиллярами и прочей подземной паутинойпервопричин, с произрастающими из них кустов разнообразных по форме и содержанию.
Свести всё это умствование в программу выставки Сергея Шутова «Ризомы» можно лишь по касательной. Безусловно, естествоиспытатель Шутов знаком с теориями Делёза и Гваттари, но «Ризомы» Шутоваобусловлены иным импульсом, логикой творческого процесса и спецификой авторской образности, что едва уложится в какую-либо внешнюю парадигму и лишь размоет её незыблемые очертания.
Искусство Сергея Шутова очень часто, если не всегда, обращено к контексту, будь то философия, экспериментальная технология, медицина, биология и т.д. Однако, пребывая в перманентных диалогах со всевозможными теориями и практиками, внутренне свободное искусство Шутова благополучно выходит запределы их специфического дискурса, предоставив зрителю широчайший выбор в трактовке произведения.
Шутову интересны подобного рода парадоксальные сопряжения, интересна игра смыслов, их вариативность, лишённая однозначного прочтения, когда в авторской диалектике сливаются воедино метафора и предмет, ею обозначенный. Здесь всё прозрачно и подвижно. Здесь материя соединяется с эфиром, репродуцирующим новые смыслы, улавливаемые произрастающими из неведомыхкорневищ телескопическими антеннами ипозаимствованными у неведомых индусов ловушками для снов.
Вся эта множественность «ризом», корней ромашки, крапивы и прочей подземной флоры ассоциируется с витринами сетевых аптек, и если бы не присущая всё той же постмодернистской установке самоирония, то легко запутаться в корневищах Дантовского леса иоказаться вне зоны доступа. Но, соприкасаясь с миром прекрасного, обретаешь навык держать дистанцию и смотреть под ноги.