войти
опубликовать

СТЕПЕНЬ ДОЛЖНОЙ НОВИЗНЫ

Выставка 15 ноября − 2 декабря 2012
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ "ГАЛЕРЕЯ АЗ"

119002 Москва Староконюшенный переулок, 39

тел/факс (495) 697 14 56 www.a3gallery.ru a3@complat.ru

СЕССИИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ГАЛЕРЕЕ “А3”

ОДИННАДЦАТЫЙ СЕЗОН

СТЕПЕНЬ ДОЛЖНОЙ НОВИЗНЫ

Одной из отличительных черт окружающей нас реальности является ее постоянно, лавинообразно нарастающая изменчивость, обусловленная множеством факторов: социальных, техногенных и культурологических. Под воздействием происходящих в социуме процессов многие проблемы (границы искусства и его качество, место художника в обществе и т. д.) приобретают новое звучание и требуют переосмысления.

Одним из таких вновь актуализированных вопросов является тезис о новизне в искусстве - эту тему неоднократно поднимал один из ярких искусствоведов 90-х – начала 2000-х Сергей Кусков: “Как советовал Ницше “…чем абстрактнее идея, тем более следует добавить чувства”. Поэтому уже на чисто эстетическом уровне нового воплощения древнейших сакральных “прообразов”, т.е. архетипов, необходима степень должной новизны и даже авторского произвола, как и неприкрытое отражение той духовной ситуации, в которую мы и заброшены, быть может, как диверсанты – повстанцы – освободители…”(С.Кусков)

Одиннадцатый сезон сессий московских художников посвящен продолжению начатых им поисков: каждый автор попытается найти трактовку степени должной новизны применительно к своему художественному творчеству.

“…Большое значение имеет здесь и современный опыт индивидуальной мифологии — вольного авторского мифотворчества в пространстве возобновленных живописных миров — квазикартинная живопись после смерти Живописи и опять-таки в жанре инсталляций, где зарождаются новые тотемы и фетиши. Итак, мы любим пестрые фактурные оболочки современной визуальной культуры. Мы охотно развертываем этот свиток, теребим махровый палимпсест. Но, любя сотню масок и форм, мы учимся сжигать их, рождая знаковый универсум каждый раз заново… Горизонты дымятся. Дали раскованы. Двери открыты”.

“…Искусству необходима не только Вечность, но и изменчивое начало, не только универсальные принципы, но и единично-своеобразные проявления, не только Единое, но и многообразие частных феноменов. Наряду с высшим покоем основ и начал не менее важно динамическое развитие и щедрое витальное разнообразие пластического метаморфоза». (С.Кусков)

“Он подразумевал под своим термином «степень новизны» в первую очередь – качество новизны и глубинность искусства. Почему Кусков оставался всю свою жизнь – маргиналом? Он стоял на обочине дороги и не хотел идти–бежать с толпой арт-критиков навстречу «светлому» будущему. Кусков давно почувствовал, что искусство в России идёт по западному пути в самом наихудшем его варианте: коммерческом, внешне эффектном. Он видел в складывающейся в российской художественной ситуации слишком много надменного, пустого, неумного. Именно поэтому Кусков очень внимательно искал “степень новизны” у современных художников России.

Александр Элмар

Сергей Кусков - один из интереснейших искусствоведов 1990-х годов; он был постоянным автором журналов об изобразительном искусстве; являлся знатоком ранней волны метафизики в искусстве России ХХ века. Он является автором первых значительных монографий о Эдуарде Штейнберге, Владимире Немухине, Николае Вечтомове. Кусков был образцом мыслителя не столько европейского, сколько русского склада. Его поиски философских оснований искусства отличались яркостью и неожиданностью, сопоставимой с эстетикой близких ему по духу художников: Анатолия Зверева, Венедикта Ерофеева, Бориса Турецкого, Владимира Яковлева, Марлена Шпиндлера. Его деятельность пока еще недостаточно освещена в работах современных исследователей, но темы, которыми он занимался, остаются актуальными и сегодня.

Сайт, посвященный Сергею Кускову: www.art-critic-kuskov.com/

Информация для художников, желающих участвовать в проекте:

Выставком 29 и 30 октября с 13.00 до 19.00

Выставка проходит с 15 ноября по 2 декабря