Национальный художественный музей Украины представляет выставку Федора Тетянича, посвященную его раннему творчеству. В центре внимания – работа «Кошевой атаман Иван Сирко», переданная в дар музею семьей художника. Живопись и графика 1960-1970-х годов на тему истории Украины и запорожского казачества из семейного собрания – особый подарок для зрителя.
В этом году Федору Тетяничу могло бы исполниться 75 лет. Юбилей легенды украинского андеграунда в Киеве отмечают музеи и галереи, знакомя с творчеством художника-перформера и его философским учением «Фрипулья». Выставка в НХМУ делает акцент на традиционном искусстве художника и национальных темах в его творчестве. Несмотря на планетарные масштабы его мировоззрения, Тетянич ощущал свои корни и свою генетическую связь с украинским казачеством.
Тема украинской истории и казачества особенно характерна для творчества Федора Тетянича в 1960-1970-х годах. Он часто обращался к образам простого казака, из плоти и крови. Бесстрашные воины на поле боя, казаки умели гулять и веселиться. Так, одна из работ художника называется "Козак з чортами п'є-гуляє сорочки не має" (Казак с чертами пьет-гуляет а рубашки).
Портрет Ивана Сирко, над которым художник работал многие годы (1966-1990-е, см. приведенные фото из мастерской), обладает своеобразной мистикой, отражая личность героя. Работа изображает не только выдающегося запорожского атамана, участника более 60-ти военных походов против татар, турок, поляков, но и образ казака-характерника, обладающего магическим даром становится невидимым, ловить пули на лету, лечить раны заговорами и останавливать кровь. По народным преданиям, Иван Сирко не проиграл ни одного боя - говорили, что его не берет ни пуля, ни меч.
Федор Тетянич (1942-2007) – представитель неофициального искусства, живописец, монументалист, график, скульптор, литератор, изобретатель и один из самых первых и ярких перформеров в СССР. Он также стал основателем Академии чудаков в Киеве, которая выступала против «серости в жизни и искусстве, против пессимизма, равнодушия и грубости». Философско-эстетическое учение "Фрипулья" стало основой своеобразного вида искусства, суть которого заключается в продолжении до бесконечности человеческой и всепланетарной жизни.
"Нет ничего и никого кроме
меня – бесконечности.
Я – всемогущ, никого не боюсь,
Ни в чем не каюсь,
Во всем видя себя
Никому и ничему не поклоняюсь.
Разве к лицу Господу самому
Себя словно дьявола бояться,
Или, словно идолу, самому себе
поклоняться" - Ф. Тетянич.