войти
опубликовать

«Путешествия Эдокко». Искусство японского города 17 – 19 ст. из фондов музея Ханенко

Выставка 1 июня − 3 сентября 2017

Выставка «Путешествие Эдокко» приурочена к празднованию Года Японии в Украине и представляет одну из самых ценных коллекций музея – произведения японского искусства 17 – 19 веков. Зрителям представляют цветную гравюру укиё-э от художников знаменитых школ Тории, Кацукава и Утагава, а также изделия декоративно-прикладного творчества. Большинство работ, представленных в экспозиции, были приобретены основателем музея – Богданом Ханенко.

Выставка знакомит с культурной и социальной жизнью японцев в эпоху Эдо – от начала 17 века и до середины 19 века. Название эпохи произошло от маленького города Эдо, который очень быстро развивался и превратился в мегаполис с миллионным населением. Административный, экономический и культурный центр эпохи Эдо – это современный Токио.

Выставка «Путешествия Эдокко» рассказывает о главном герое эпохи – эдокко («рожденный в Эдо»). Жизнерадостный, сообразительный горожанин, любитель рискованных приключений, страстный любовник, человек чести и изысканных манер стал главным героем гравюр.

В буквальном переводе термин «укиё-э» означает «картины изменчивого мира», для японцев он имел двоякий смысл. В буддийском мироощущении он означал суетный мир земной жизни, но для современников эпохи Эдо приобрел значение «мира развлечений и удовольствий». Гравюры на выставке рассказывают о повседневной жизни горожанина. Эдокко увлекался актерской игрой в театре кабуки, находил утешение с красавицами-гейшами, жительницами квартала развлечений Ёсивара, любовался красотой пейзажей, которые открывались взгляду на станциях дороги Токайдо.

Серия гравюр на выставке посвящена дороге Токайдо, соединяющая Эдо – столицу сёгуната и императорскую столицу в Киото. Путь в 500 километров преодолевали пешком. Со временем дорога превратилась в главную торгово-экономическую артерию страны. В 18 веке вдоль дороги появились города, чайные дома, магазинчики… Токайдо посвящали путеводители, литературные произведения, пьесы в театре кабуки и серии гравюр укиё-э.

Театр кабуки, появившийся во времена Эдо, – особая страсть японцев. Поначалу правительство оказало сопротивление развитию театра. Власти запрещали выступления, актеров арестовывали и выселяли из города, а директорам театров выписывали штрафы. Издано было более ста указов, регламентирующих жизнь актеров, но любовь зрителей к театру только усиливалась. История кабуки рассказывает об уличных боях, которые устраивали поклонники актеров, выясняя кулаками, кто из их кумиров лучший лицедей. Актеры тем временем соревновались друг с другом в овладении виртуозной техникой танца и декламации, а также в богатстве сценического костюма.

Небольшая часть экспозиции рассказывает о Ёсивара – квартале развлечений, основанном властями в Эдо в 1617 году. Многочисленные свиты из воинов, сопровождающих князей во время пребывания у сёгуна, вызывали опасения правящей династии, поэтому Ёсивара должен был отвлекать мужчин от мыслей о бунте и непокорности. Квартал успешно справлялся со своей «миссией». В лучшие времена в Ёсивара проживали более 3 000 куртизанок, они соперничали между собой в искусстве владения танцем, пением, музыкальными инструментами и изысканными манерами. Военные соперничали с богатыми купцами за благосклонность красавиц. Владельцы публичных домов подписывали контракт с женщиной, как правило, на десять лет, а если мужчина хотел выкупить женщину, то должен был заплатить большой выкуп. Иногда любовные истории заканчивались самоубийством, когда влюбленные не могли соединиться. Жизнь в квартале была полна приключений, страстей и неписаных правил этикета. В это время родилась новая «профессия» - гейша, главным предназначением которой было нести красоту и доставлять наслаждение. Ремесло не вызывало предубеждений – в Японии отсутствовало представление о греховности плотской любви.


По материалам Музея Ханенко, представленным на выставке.