войти
опубликовать

Обретение

Выставка 13 февраля − 31 мая 2019
Государственный исторический музей и Ярославский художественный музей представляют выставку "Обретение", посвященную спасенным иконам из разоренных храмов Ярославля.

В залах музея представлены 36 икон XVI — начала XX веков, многие из которых никогда ранее не выставлялись. Иконы реставрировались с 1990‐х гг. специалистами из Ярославля и Москвы. Среди них— уникальные произведения редкой иконографии: "Воскресение с Сошествием во ад"; "Святой мученик Антипа Пергамский", "Святая княгиня Ольга", образцом для которой стала фреска работы М. В. Нестерова из Владимирского собора Киева. Икона "Архидиакон Филипп" служила дверью в диаконник Вознесенской церкви Ярославля 1682 г., что является довольно редким явлением для храмовых интерьеров.

В ходе гонений на Русскую Православную церковь после революции 1917 года множество произведений религиозного искусства было уничтожено. Частично иконы из разрушенных или закрытых храмов Ярославля поступали в хранилища реставрационных мастерских. Опасаясь за судьбу памятников, находившихся в переполненных хранилищах, реставраторы решили спрятать иконы на чердаке здания Митрополичьих палат. В октябре 1930 г. реставрационные мастерские в Ярославле были закрыты.

С апреля 1933 г. в бывших Митрополичьих палатах открылась картинная галерея, а с 1959 г. здесь разместилось культпросветучилище. В 1977 г. Митрополичьи палаты вернули художественному музею. По воспоминаниям главного хранителя Ярославского художественного музея Т. Л. Васильевой, во время подготовки здания к размещению в нем экспозиции на чердаке была обнаружена 81 икона. Они были уложены на деревянные перекрытия лицевой поверхностью вниз, сверху толстым слоем лежала земляная засыпка и мелкий строительный мусор.

Происхождение подавляющего большинства икон неизвестно. Документов по ним, за редчайшим исключением, не сохранилось, а упоминания очевидцев — колоссальная удача. Уникальной коллекцию делают трехвековой временной разброс иконописных творений и их широчайшее стилевое разнообразие.