Крупнейший и, пожалуй, важнейший показ работ Боттичелли в США
Сандро Боттичелли (ок. 1445 – 1520), возможно, как ни один другой художник воплощает художественные достижения эпохи Возрождения во Флоренции в XV веке. Выставка «Боттичелли и поиск Божественного» исследует драматические изменения стиля и тем в творчестве живописца – от поэтических изображений классических богов и богинь до строгих религиозных сюжетов. В экспозиции прослеживаются сдвиги в политическом и религиозном климате Флоренции при жизни мастера.
На пике карьеры Боттичелли поддерживала влиятельная семья Медичи во главе с Лоренцо Великолепным. Безошибочно узнаваемый стиль художника отражал вкусы его покровителей. Картины, вдохновлённые античными произведениями, характерны чёткими контурами, лирическими позами героев и прозрачными текучими драпировками. На выставке представлены две картины того периода – «Минерва и кентавр» (1481) из галереи Уффици, а также «Венера» (ок. 1490) из галереи Сабауда в Турине. Обе созвучны знаменитому «Рождению Венеры» и демонстрируют мастерство художника в изображении изящных фигур из классической мифологии.
В более поздние годы Боттичелли стал последователем сурового доминиканского монаха Джироламо Савонаролы, который после изгнания Пьера ди Лоренцо Медичи из Флоренции в 1494 году установил в городе теократию. Всевозможные «излишества» подвергались жёсткой критике, и в 1497 году в печально известном «Костре тщеславия» было сожжено всё «мирское»: косметика, зеркала, богатая одежда, музыкальные инструменты и картины с обнажёнными и языческими персонажами.
Под влиянием Савонаролы изящная манера Боттичелли уступила место новому аскетичному подходу, а светские сюжеты исчезли. В тот период в творчестве художника преобладают суровые религиозные произведения. И такие шедевры, как «Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем» (ок. 1495, Палаццо Питти во Флоренции) демонстрируют поразительный контраст с более ранним сентиментальным стилем.
На выставке также представлены картины Филиппо Липпи – учителя Боттичелли, его ученика Филиппино Липпи и других современников. Всего Музей изящных искусств Бостона собрал 24 работы из международных коллекций, включая собственную «Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем» (ок. 1500).