Разнообразная практика Джея Хайкса охватывает целый ряд традиционных сред, включая графит, масляную краску и бронзу, а также найденные материалы, такие как грязь, камни и ноты. Часто придумывая странные или неожиданные сочетания этих и других материалов, Хайкс ставит под сомнение отношения между веществами, составляющими вселенную, вопрос, который вытекает из его пожизненного интереса к естественным наукам. Сын химика, Хайкс, особенно увлечен алхимией - средневековым предшественником современной химии - который предположил, что преобразование материи возможно, если не всегда объяснимо. Таким образом, он охватывает то, что он называет таинственными «мутациями», которые сопровождают создание искусства.
Хотя он известен прежде всего как скульптор, Хайкс недавно обратился к живописи в ответ на социальные и политические потрясения, которые охватывают Соединенные Штаты. Однако вместо того, чтобы напрямую обращаться к текущим событиям, происходящим на Земле, Хайкс отвлек свое внимание к небу, создавая картины объемных облаков в множестве цветов. В некотором смысле художник рассматривает изображение облаков как необходимый элемент эскапизма во время особенно бурного исторического момента, однако он также обращается к идее, что облако воплощает бесконечные возможности. Он может принимать любую форму, быстро меняться, и, что, возможно, самое главное, ни одно облако не существует вечно. В то время, когда настоящее часто кажется мрачным, картины Хайке позволяют нам признать, что будущее непредсказуемо и всего в нескольких минутах ходьбы.