Описание работы «Относительность»
Увлечение Эшера оптическими иллюзиями произрастает из его интереса к геометрии. В детстве он провел немало часов, изучая премудрости столярного дела, которое отменно развивает пространственное воображение. Впоследствии к этим урокам добавилось обучение в Школе архитектуры. Приверженность к изображению математически выверенных объектов прослеживается даже в ранних работах художника — пейзажах итальянской природы, панорамах городов и интерьерах церквей.
Совершенствуя свою технику рисования, Мауриц с увлечением экспериментировал с неевклидовым пространством, и результатом этих экспериментов стали известные во всем мире оптические иллюзии Эшера. Картина «Относительность», описание которой мы предлагаем вам прочесть, была создана Эшером в 1953 году.
Неподготовленного зрителя это произведение может привести в недоумение: при первом взгляде на картину в глаза бросаются лестницы, которые выглядят вполне обычно. Однако стоит только внимательно присмотреться и проследить, куда они ведут, как становится ясно, что название «Относительность» Мауриц Эшер дал этому произведению не случайно. Его литография — это визуальное подтверждение относительности человеческого восприятия и законов геометрии и физики.
На картине «Относительность» мы видим момент из жизни нескольких миров, которые объединены общими лестницами и плоскостью холста. В каждом из этих миров кипит жизнь. По одной и той же лестнице идут два человека, но они никогда не пересекутся взглядами, поскольку даже не подозревают о существовании друг друга. Их близкое расположение обманчиво: в то время как один из них спускается по ступенькам вниз, второй, двигаясь в том же направлении, поднимается вверх. То, что в системе координат обитателя одного из миров картины «Относительность» является потолком, житель другого мира именует полом или стеной. Чтобы подчеркнуть этот момент, Эшер использует арочные проемы и рифмующиеся с ними фигурки девочки, выполняющей гимнастическое упражнение «мостик».
Особого внимания заслуживает тот факт, что Мауриц Эшер создал картину «Относительность» методом литографии. Вначале он «вырезал» изображение на отшлифованной поверхности камня, а затем, нанеся на него краску, получил оттиск на бумаге. Вообразите только, какой огромный объем работы проделал художник, перенося на камень те образы, которые он держал в своем воображении!
Как и множество других гениальных произведений, эта картина приобрела статус культовой и стала источником вдохновения: например, «Относительность» можно увидеть в одной из серий мультсериала «Гриффины». Эшер представлен в ней как рэпер, стоящий внутри собственной литографии и читающий рэп. В другом мультсериале («Футурама») персонажи в поисках квартиры попадают в «эшеровский» дом. Идею Эшера с необычным пространством также использовали создатели приключенческого фильма «Лабиринт», снятого в жанре фэнтези в 1986 году.