Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«Не смотри туда,они из Баухауза!» — предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они(студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам,девушки стригли коротко волосы и носили брюки,а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы,у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами,выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки,за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира.
Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухауз(Bauhaus — в переводе с немецкого«Дом строительства») была основана в Веймаре 25 апреля 1919 года. Сейчас термином Баухауз называют и объединение художников,которые преподавали и учились в этом учебном заведении,и определенный стиль в архитектуре,основанный на конструктивистском подходе.
До того,как появился Баухауз,у студентов художественных академий не было никакой возможности вырваться за пределы традиции: их обучение начиналось с истории искусства,рисования акварелей и копирования античных статуй. В Баухаузе начинали подготовительный курс с теории цвета и изучения фактур,создавали трехмерные структуры изо всего,что попадало под руку,на старших курсах играли спектакли из геометрических фигур,самостоятельно производили мебель для обустройства классов и строили дома для преподавателей. Один из студентов рассказывал,что его девушка тогда коротко подстриглась и он использовал ее волосы для одной из скульптур. Во времена депрессии,когда на профессиональные материалы не было денег,Йоганнес Иттен,преподаватель вводного курса,отправлял студентов на помойку: идите найдите что-нибудь интересное и попытайтесь понять природу этих вещей.
Буддист и мистик Йоганнес Иттен брил голову и ходил в монашеской одежде. Он разработал подготовительный полугодовой курс для студентов Баухауза. За это время они должны были успеть понять выразительный потенциал форм и цветов,материалов и рельефов,научиться контролировать свою творческую энергию и управлять эмоциями. Занятия начинались с дыхательных упражнений,практиковалось рисование с закрытыми глазами и рисование обеими руками.
Баухауз был мечтой,которая сбылась. Здесь захотели поставить настоящий эстетический эксперимент над миром вещей и ожидали не просто художественного,а социального переворота: окружающее человека пространство,созданное по законам искусства,должно поменять со временем самого человека.
Преподавателями Баухауза были мастера-ремесленники и художники-авангардисты: созидатель иных художественных миров Пауль Клее, изобретатель абстрактной живописи Василий Кандинский, родоначальник геометрического театра Оскар Шлеммер. За время работы здесь все они создали собственные методики преподавания и разработали новейшие теории искусства. Труды преподавателей издавали тут же — они становились экспонатами серии«Книги Баухауза».
Баухауз был придуман сразу после Первой мировой войны,во времена глубокой депрессии,гиперинфляции и отчаяния. Саксонско-веймарская школа прикладного искусства не работала уже 4 года и нужно было ее оживлять и восстанавливать. Директором школы был назначен молодой архитектор Вальтер Гропиус,который получил в свое распоряжение еще и Высшую школу изобразительных искусств. Новая модель обучения художников-ремесленников будущего складывалась буквально сама собой.
В 1919 году Гропиус придумал новой школе название Баухауз — Дом строительства — и выпустил манифест,в котором описал основную идею: «Высшая цель любой творческой деятельности — строительство! Ранее изобразительное искусство было подчинено великой архитектуре,и его благороднейшая из функций заключалась лишь в декорировании архитектурных сооружений. Сегодня изобразительное искусство и архитектура самодовольно не замечают друг друга,и это можно исправить лишь сознательным объединением усилий представителей всех ремесел. Архитекторы,живописцы и скульпторы должны вернуться к пониманию композитного характера строительства,как процесса в целом,так и в многочисленных его частностях».
Студенты Баухауза не просто создавали эскизы будущих функциональных вещей,а производили эти вещи. Для этого была разработана система мастерских: гончарной,текстильной,витражной,металлической,класс сценографии. Кроме того,студентов учили создавать настенную живопись,гравюру по дереву,а позже экспериментировать с фотографией. Тогда во всей Европе не было больше художественной школы,которая бы всерьез применяла в обучении авангардистские идеи.
За 14 лет Баухауз сменил три адреса. В Веймаре было прекрасно и свободно,потому что это самый артистический город Германии,здесь Баухауз был признан и принят. В Дессау было грандиозно,потому что здесь для школы построили специальное здание и устроили изнутри все по собственным проектам и в соответствии с главными идеями: общежитие для студентов,мастерские,театральный зал,столовая,дома преподавателей. В Берлине было совсем недолго и страшно,потому что именно сюда в 1933 году пришли национал-социалисты,чтобы закрыть Баухауз и вышвырнуть из окон школы инструменты и «дегенеративные» произведения студентов и преподавателей.
Все основные тренды современной архитектуры XXI века были открыты почти столетие назад: балконы общежития Баухауза и дом,построенный в Дессау для проживания преподавателей.
Функциональность — это определение,которое впервые прозвучало в стенах Баухауза и по сей день без него не обходится ни один спор об архитектуре,промышленном и городском дизайне. Но в начале 20-х годов простые формы предметов,производимых в мастерских Баухауза,потрясали. Потому что это были мебель,посуда,здания,гобелены,ковры,изготовленные смелыми,революционными художниками. Экспериментальный дом Haus am Horn,построенный в Веймаре на территории пришкольных огородов,стал символом и архетипом чистой функциональности. На первой выставке Баухауза,устроенной для демонстрации достижений школы в 1923 году,Haus am Horn стал главным экспонатом. Металл во многих элементах мебели заменял дерево,декоративность больше не работала по старым принципам — новым эстетическим ресурсом стали линии,геометрически четкие формы,насыщенные чистые цвета. Здесь была кухня,больше напоминающая лабораторию,где каждая вещь соединяла в себе несколько функций,где вся утварь была лаконичной и идеально расположенной в пространстве. Эта кухня была не для беседы за чашкой чая,а для быстрой и максимально комфортной работы. Здесь была самая настоящая Икеа.
Некоторые экземпляры мебели,произведенной в мастерских Баухауза,стали воплощением художественных,композиционных,колористических идей его лидеров. Так и получается,что знаменитая детская колыбель,ковер по эскизам Клее и стул«Василий» — это не те вещи,на которых сидят,лежат и топчут,а произведения искусства,которые хранят в музеях.
Когда Вальтер Гропиус объявил,что студентом Баухауза может стать каждый,он не ожидал,что здесь будет столько женщин. За всю недолгую историю школы их было приблизительно столько же,сколько и юношей. И ладно бы там гобелены рисовали и керамику создавали,но не тут-то было. Марианна Брандт, например,поступившая в Баухауз уже будучи серьезной дамой слегка за 30,специализировалась на металле и разработке систем освещения. Ее металлические чайные сервизы до сих пор производит итальянская компания Alessi(фото внизу).
Еще одна программная idée-fix Баухауза,основа основ и цель развития — это синтез искусств. А в дальнейшем — синтез техники,науки и искусства. Преподаватели школы не вещали с кафедры о найденной однажды и навсегда истине,они искали эту межкультурную,междисциплинарную истину вместе с учениками. Не удивительно,что период чтения лекций и ведения мастерских в Баухаузе стал временем невероятно мощного вдохновения для Василия Кандинского,Пауля Клее,Оскара Шлеммера,Герхарда Маркса и временем создания теоретических работ. Одним из самых потрясающих проектов Баухауза стали сценические постановки Шлеммера. Папье-маше,картон,металл — из всего этого вырастали и оживали 18 геометрических статуй-танцоров,которые решали на сцене метафизические вопросы о слияния человека и мира,частного и общего. Это было первое в истории искусства действо,которое органично вписало фигуры танцоров в декорации,которое вывело авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
на сцену. Слияние музыки,цвета,формы,движения,света,механики и архитектуры сцены.
На фото слева и верху — актеры «Триадического балета» Оскара Шлеммера, 1922 год.
В Баухаузе проводили концерты современной музыки — Кандинский и Клее отыскивали самых смелых экспериментаторов в Лейпцигской консерватории и тащили их играть к своим студентам. Заканчивался концерт — перегородку между столовой и залом со сценой убирали — и уже начинали танцевать в невероятных масках Шлеммера. Здесь устраивали фестивали различных материалов и форм. Например,для всей школы объявлялся фестиваль металла: студенты вдохновлялись возможностями и невозможностями материала и создавали свое собственное новаторское произведение. Собственное видение и индивидуальность — это то,что ценили в студентах Баухауза.
Собственное виденье и индивидуальность — это то,чего не могли допустить национал-социалисты,оказавшиеся у власти сначала в Веймаре,а в начале 30-х годов добравшиеся и до Дессау. Большинство преподавателей Баухауза стали героями знаменитой выставки«Дегенеративного искусства» и потеряли надежду на какое бы то ни было будущее в своей стране. Пришло время идеям Баухауза эмигрировать в Америку.
Главное фото в материале: Оскар Шлеммер. Лестница Баухауза. 1932 г.