Вспоминаем самые яркие тандемы.
Пит Мондриан и Ив Сен Лоран
Гениальный французский кутюрье, который к нашему счастью, избежал войны в Алжире и не променял ножницы на автомат, в своей жизни несколько раз приходил к творческому кризису — и всегда находил выход. Однажды этот выход нашелся через каталог произведений Мондриана.
Листая его, Лоран вдруг решил: а что если встряхнуть моду и перенести знаменитые геометрические полотна на одежду?
Так родилось культовое платье Mondrian — легенда 60-х от Ив Сен Лорана.
Коллекция, вдохновленная работами художника, вышла в 1965 году и произвела фурор.
К слову, искусство всегда было для Ив Сен Лорана чем-то священным. Всю свою жизнь они с бизнес-партнером и спутником Пьером Берже собирали арт-коллекцию.
На торгах, организованных в 2009 г. после ухода кутюрье, коллекция собрала рекордную сумму — более 500 миллионов долларов США.
Там было все: от древних скульптур, шедевров барокко и арт деко до полотен Матисса, Дега и Уорхола.
Вырученные средства Пьер Берже передал на благотворительность.
Некоторые вещи переместились в музеи. К примеру, картина Гойи досталась Лувру, а гобелен, сотканный по мотивам работы Эдварда Берн-Джонса — Музею Орсе. Такова была последняя воля Ив Сен Лорана.
Сальвадор Дали и Эльза Скиапарелли: шок, лобстеры и туфли на голове
Эльза Скиапарелли — женщина, открывашая один из первых в мире бутиков и придумавшая само понятие prêt-a-porte. Эльза любила превращать дефиле в шоу, а моду совмещать с искусством. Чувствуя тренд (хоть тогда этим термином и не пользовались), Эльза пригласила к сотрудичеству юрреалиста Сальвадора Дали.
Результатом этой дружбы стало легендарное платье с лобстером на юбке и шляпка в виде туфельки на голове.
Кроме того, в 1977 г. Сальвадор Дали стал приглашенным редактором журнала Vogue.
Он разработал парфюмы и линейку аксессуаров Dali, что тоже ближе к моде, чем к искусству. Или нет? Грань стирается.
Бриджет Райли и Эмилио Пуччи: оп-арт для текстиля
Оп-арт — искусство оптических иллюзий. Грешно было бы не воспользоваться ими при создании платья, когда визуально за счет наряда нужно «там убавить, а тут прибавить».
Первый громкий поход оп-арта на подиум состоялся, когда Роберто Капуччи создал пальто в честь «отца оп-арта» Виктора Вазарелли.
Затем на подиум пошли работы «матери оп-арта» — Бриджит Райли. Дизайнер Эмилио Пуччи открыто заявлял, что черпает вдохновение в работах Бриджит. Он не останавливался на монохромных рисунках, насыщал их цветом до предела.
Рауль Дюфи и Поль Пуаре : фовизм шагает по планете
Знаменитый реформатор моды Пуаре начал собирать полотна фовистов как только выдалась финансовая возможность. Одним из любимых автрров Пуаре был Рауль Дюфи. Неудивительно, что однажды кутюрье предложил художнику переместить свои полотна на ткани и готовую одежду. Дюфи согласился.
Джейсон Поллок у Маккуина и Лубутена
Маккуин всегда был по-хорошему сумасшедшим творцом, и каждый показ превращал в перформанс.
В 2013 на представлении новой коллекйии зрители увидели оммаж Джейсону Поллоку: посреди шоу топ-модель Шалом Харлоу взошла на вращающуюся платформу, и две машины стали поливать ее платье струями краски. В результате получилось полотно чисто в духе Поллока.
Маккуин заверил, что окончательная идея перформанса пришла к нему после посещения интсаляции Ребекки Хорн, на которой два ружья стреляли друг в друга краской красного цвета, а брызги оставляли на стене кляксы.
Это не единственный случай цитирования культового абстракциониста в мире моды. Годом ранее (в 2012 г.) Лубутен выпустил ограниченную коллекцию лодочек Pigalle с пестрым принтом под Поллока.
Стрит-артеры и Миучча Прада
Мадам Прада — интеллектуал и эстет, который прекрасно разбирается в литературе, кино и искусстве. Предчувствие тренда- одно из тех качеств, которые делают Миуччу успешной.
Она понимает, что XXI век — стопроцентно век визуального искусства, а арт-рынок — один из самых перспективных коммерческих рынков. А значит что надо делать, чтобы быть на плаву? Правильно — дружить с ним.
Также ранее вместо типичной коктейльной вечеринки по случаю открытия нового бутика Миучча тратила рекламный бюджет интереснее: вместе с Франческо Веццоли они открывали 24-часовой музей в Le Palais d’Iéna.
Фонд Миуччи Fondazione Prada поддерживает молодых художников.
«Художники реагируют своими работами на то, что происходит в мире, а их работы — это бесконечное исследование мира и себя. На мой взгляд — именно это и важно».
Миучча Прада, журнал Interview
Гоген и Aquilano.Rimondi
В колекции весна-лето 2−14 изайнеры бренда Aquilano.Rimondi уже не в первый раз черпают мотивы для ярких принтов из искусства. В этот раз картины Поля Гогена были нанесены на шелк и атлас, ставший материалом для платьев, блуз и юбок.
Ранее бренд успешно цитировал нескольких художников, включая Климта.
И напоследок...
В эпоху постмодернизма подиум и галерея упорно превращаются в смежное пространство. Коллаборации, дружба жанров подталкивают все виды искусства переплетаться — и это хорошо.Когда границы добровольно стираются, у каждого художника становится больше места для маневров, и зритель от этого только выигрывает.