Первая находка в Фаюмском оазисе в 1887 году закрепила за ними название фаюмские. Портреты так и продолжали именовать, даже обнаруживая подобные сокровища в других районах Египта. К настоящему моменту собрано около 750 древних шедевров.
Первые открытия
Первым египетские портреты для Европы открыл путешественник Пьетро делла Валле: в 1615 году он привез из Египта два образца. В 1820-х годах благодаря Леону де Лаборде и британскому консулу в Каире Генри Солту в Старом Свете появилось ещё несколько портретов.Но настоящую известность они обрели к концу XIX века. Тогда историк и путешественник Даниэль Мари Фуке, будучи в Египте, услышал историю о найденных в гробницах портретах усопших, запеленатых в мумии поверх лиц. Он сразу отправился на место находки, но обнаружил только два уцелевших изображения из пятидесяти.
Вскоре удивительные портреты привлекли австрийского коллекционера Теодора Графа. Он приобрел у перекупщиков часть живописных дощечек и показал египтологу и писателю Георгу Эберсу. Признание Эберсом подлинности и значимости находки позволило открыть её миру. В конце 1880-х годов портреты побывали на выставках во всех крупных европейских столицах, также были показаны в Нью-Йорке. Портретами заинтересовались, о них заговорили.
Новая сенсация не заставила себя долго ждать. В 1887 году британский археолог Флиндерс Питри обнаружил в некрополе римского города Хавары (близ Фаюма), по разным сведениям, 81 — 90 мумий с портретами. В следующую экспедицию, через два десятилетия, Питри отыскал ещё 70 портретов, однако часть из них оказалась в жалком состоянии. Но всё же работа Питри стала первым примером систематического изучения этих древних шедевров для последующих исследователей.
Новый этап в истории изучения фаюмских портретов положил немецкий археолог фон Кауфман. В 1892 году он открыл Гробницу Алины, а в ней — несколько знаменитых в наши дни портретов.
Союз культур
В IV веке до нашей эры Египет завоевала Греция, а в I веке до нашей эры — Рим. Сплетение культуры завоевателей и древнеегипетских традиций образовали новый невероятный поток.Греческое влияние сказывалось в умении художников передавать объем с помощью светотени, использовать перспективу, применять колористику. Из Греции пришла и одна из основных техник фаюмских портретов — энкаустика.
Древнеримская портретная живопись привнесла больше индивидуальности в изображения. Манера письма стала свободной, художники — внимательней к чертам лица.
Согласно древнеегипетской традиции, такие портреты должны служить предметом культа мертвых. И тут соседство разных культур породило два живописных направления: эллинистическое и египетское. Римляне, хоть и перенявшие местные обряды, сохранили свой обычай украшать портретами атриумы, и лишь после смерти — мумию. Портреты для римской знати писались опытными художниками и были высокого качества.
Второе направление не так заботилось о художественности и создавало портреты в местной египетской манере исключительно для погребального обряда. Постепенно египетское течение одержало верх над эллинистическим.
Эта особенность раскрывает одну из загадок фаюмских портретов…
Молодость портретируемых
На большинстве портретов изображены молодые люди и дети. Сначала это объясняли малой продолжительностью жизни. Наряду с этим возникла и версия о том, что портреты делались «впрок» в 15−25 лет. Современные исследователи благодаря компьютерной томографии подтвердили это предположение и пришли к выводу, что до того, как стать ритуальным атрибутом, портреты по греческому обычаю украшали гостевые комнаты жилых домов. Это означает, что возраст на портрете и возраст усопшего различаются, но не всегда. Всё же часть портретов выполнена уже на бинтах мумий, а значит — после смерти человека.…а также другие особенности:
Реальные люди. Фаюмские портреты, как древние фотографии, показывают настоящих людей, живших много веков назад. Поэтому каждый портрет — это история, это неповторимый внутренний мир и характер отдельного человека.Ассиметричные лица. Для жизни явление обычное, а древние художники так пытались передать перспективу образа.
Большие глаза. Писать людей с увеличенными глазами начали со II века нашей эры. И, скорее, здесь сказалась египетская культура. По верованиям древних египтян, душа покидает тело через рот, а возвращается через глаза. Поэтому в гробнице (на стене или на саркофаге) делались изображения усопшего — своеобразные «паспорта», — с открытыми, подчеркнутыми глазами. А вот замазать «врата души» — страшная месть.
Отрешенный взгляд. Люди на портретах редко изображались анфас — головы чаще повернуты на три четверти. При этом взгляд обращен не на зрителя, а как будто сквозь него, в бесконечность.
Веяния моды
В древнем римском обществе, как и сегодня, мода не стояла на месте. Тон здесь задавала императорская семья. Каждый император отличался собственным стилем, а императрица придумывала индивидуальную прическу, образцы которой в виде моделей-головок отправляли из столицы в провинции. Мужчины ориентировались на императора, женщины копировали прическу императрицы. Это помогло наряду с научными данными датировать много портретов.Один нюанс: образцы причесок сильно запаздывали по пути в провинции. Поэтому в Фаюме дамские прически отставали от столичной моды лет на 20−30.
Материалы и техника
Портреты писали на дощечках из кипарисового дерева или кедра. Техник использовали две: энкаустику (расплавленный воск, фото ниже) и темперу. Первые и самые лучшие портреты исполнены восковыми красками. Для этой техники художники вместе с кистью применяли горячий металлический стержень, вроде тонкого ножа. Плавясь при высокой температуре, восковые краски застывали, создавая неровности и эффект объема.Для темперного портрета доставало только кисти. Работа обходилась дешевле, но не была более легкой. Растёртые на яичном желтке краски сохли в момент, поэтому и писать надо было быстро, точно и без исправлений.
Иногда мастер собственными пальцами «моделировал» форму лица — так впоследствии будут делать некоторые импрессионисты.
Яркий атрибут фаюмских портретов — сусальное золото. Золотился либо фон, либо только венки, драгоценности или детали одежды.
Со временем темпера окончательно заменила восковые краски. Вместе с техникой обеднел и стиль изображения: потеряв былую объемность, сделался схематичным и менее реальным.
Сама Римская империя разрушалась, уступая место другой силе — христианству. С распространением новой религии в Египте утрачиваются ритуальные традиции… и фаюмский портрет .
В 395 году Египет перешел к Византии.
«Предтеча иконописи»
Стремясь изобразить не только внешний облик, но и вечную душу усопшего, древние художники невольно повлияли на формирование иконописных канонов. Печальный, устремленный в вечность взгляд на фаюмских портретах как нельзя лучше подходил для передачи святых образов в религиозном искусстве Византии.
Конечно, христианская икона не выходит полностью из фаюмского портрета. И всё же эти древние образы не перестают иногда называть «иконами до иконописи», потому как в них впервые человека стали изображать «с точки зрения вечности».