Эдвард Хоппер (англ. Edward Hopper, 22 июля 1882, Аппер Найек, США – 15 мая 1967, Нью-Йорк, США) – американский художник, которого называют «поэтом эпохи» и «мрачным соцреалистом». Хоппер с детства любил рисовать, и родители поддерживали его желание стать художником. Он получил образование в Нью-Йоркской школе графики и в Нью-Йоркской художественной школе. Несмотря на популярность авангардных течений в живописи, Хоппер всегда оставался верным реализму. Художник много путешествовал, черпая вдохновение на пустых автострадах и на улицах разных городов.
Особенности творчества художника Эдварда Хоппера: он изобрел свой собственный особый жанр – «портрет дома», на его полотнах часто появляются одиноко стоящие здания. Хоппер часто пишет пустынные, будто бы лишенные жизни городские пейзажи. А сюжеты, в которых появляются люди, кажутся украдкой подсмотренными.
Известные картины Эдварда Хоппера: «Полуночники», «Дом у железной дороги», «Автопортрет», «Нью-йоркский кинотеатр», «Раннее воскресное утро», «Комната в Нью-Йорке».
После смерти Эдварда Хоппера его жена Джо сказала биографу художника: «Однажды сотрудник журнала New Yorker пытался написать очерк о жизни Эдварда. И не смог. Не было материала. Не о чем писать. Его настоящую биографию могла бы написать только я. И это был бы чистый Достоевский».
Определение, данное Джо Хоппер, вполне соответствует представлению, сложившемуся о художнике и за годы его жизни, и после его смерти. «Поэт пустых пространств», «мрачный соцреалист», художник, воспевающий одиночество… Каких только определений не давали Эдварду Хопперу за целый век. Его картины до сих пор называют жуткими, исполненными безнадеги, выискивая в них отголоски Великой Депрессии и Перл-Харбора.
Сам же Хоппер лишь изредка вяло отмахивался от трагических сравнений и тяжеловесных эпитетов или вовсе не удостаивал критику своих работ комментариями. И когда его просили рассказать, что для него символизирует одинокая фигура женщины в скудно обставленном гостиничном номере, он в свойственной ему сдержанной манере говорил, что просто хотел изобразить, как свет ложится на стены и предметы. Иногда при взгляде на его картины начинает казаться, что люди там и вовсе лишние. И Хоппер смог позволить себе все-таки изобразить совершенно пустые помещения с солнечным геометрическим узором только под конец жизни, в картинах «Комнаты у моря» (1951) и «Солнце в пустой комнате» (1963). Эдвард Хоппер так стремился отдалиться от людей и был настолько замкнут, что для многих ценителей его искусства становится настоящим сюрпризом тот факт, что в его жизни порой бушевали поистине африканские страсти.
Эдвард Хоппер прожил без малого 85 лет, и большую часть жизни ему приходилось добиваться, пробиваться и отстаивать признание ценности своих работ. Однажды поддавшийся очарованию французских импрессионистов (Хоппер и в 1962 году говорил, что до сих пор считает себя импрессионистом), и упрямо писавший исключительно реалистичные пейзажи, интерьеры и портреты, художник вынужден был бороться за популярность с целым войском разномастных кубистов, сюрреалистов, абстракционистов и авангардистов. И это его стремление придерживаться классических канонов было продиктовано не попыткой составить оппозицию модным течениям, а безнадежной консервативностью Хоппера.
Он родился в 1882 году в семье хозяина галантерейной лавки. Эдварда, в возрасте 12 лет стремительно набравшего 180 сантиметров роста при худощавом телосложении, одноклассники дразнили «кузнечиком» (grasshopper). Мальчик очень переживал из-за этих насмешек, замыкался в себе и до конца жизни остался малоразговорчивым и не стремящимся к близким отношениям с людьми. Спасало только одно: Эдвард с детства очень любил рисовать. И вполне закономерно решил посвятить этому занятию всю свою жизнь. Родители, которые прививали детям художественный вкус, периодически вывозя их на художественные выставки и театральные представления в Нью-Йорк из родного Найака, поощряли увлечение Эдварда живописью. Но когда юный Хоппер решил получить профессиональное образование, он, по совету отца, поступил в Нью-Йоркскую школу графики, чтобы иметь возможность работать в рекламном бизнесе и не нуждаться в деньгах. Выполнив долг примерного сына, Эдвард все же поступил в Нью-Йоркскую художественную школу, став учеником знаменитого американского реалиста Роберта Генри.
Поворотным моментом в художественной карьере Хоппера стали три поездки в Европу в 1906-1910 годах, главным образом – в Париж. В это время в столице мирового искусства уже гремел Пикассо, в частности, с легендарными «Авиньонскими девицами» (1907). Эдвард же оставил модные веяния без внимания (позже он говорил, что во время визитов в Париж даже не слушал о Пикассо), зато безоглядно влюбился в работы Поля Сезанна, Клода Моне и Эдуара Мане. Именно в этот период появляются на свет первые известные работы Хоппера. Но Париж на его картинах выглядит совсем не таким, как его принято изображать. Художник показал его не то, чтобы безликим, но совершенно неузнаваемым. Он рисовал пустынные улицы, набережные, дома – но кроме названий картин ничто не говорит о том, что это Париж («Лестница на 48 рю де Лилль, Париж», 1906). Такие же лестницы Хоппер вполне мог встретить в любом крупном европейском (как, впрочем, и американском) городе. Эта особенность отличает многие полотна художника: несмотря на уникальность и неповторимость, его сюжеты абсолютно универсальны.
Многие важные события в жизни Хоппера случились достаточно поздно, особенно по современным меркам. Его первая персональная выставка состоялась, когда художнику было 37 лет. До этого картины Хоппера выставлялись среди работ других художников, но оставались без внимания. Впрочем, персональная выставка, на которой были представлены 16 его полотен, слабо повлияла на ситуацию. Известность пришла к художнику спустя много лет.
В то время как многие современники Хоппера ярко горели и быстро сгорали (Джексон Поллок, к примеру, не дожил и до 45), сам он после сорока только созрел для женитьбы. В 1923 году художник женился на коллеге Джозефин Нивисон, которая была всего на год младше его. Точно неизвестно, как складывались отношения Эдварда с женщинами до встречи с Джо, однако, учитывая его болезненную застенчивость, можно предположить, что он не имел особенного успеха у противоположного пола. Новоиспеченная миссис Хоппер и вовсе берегла невинность до брака. Добавьте к этому пуританское воспитание обоих супругов – и станет понятно, почему пресловутый «супружеский долг» стал для них сущим кошмаром. Джо считала эту часть супружеской жизни (впрочем, как и приготовление еды) маловажной, больше заботясь о духовных потребностях, и даже с гордостью писала в дневнике, что не поддается на уговоры мужа.
Этот самый дневник, к слову, стал едва ли не единственным источником информации о жизни и творчестве Хоппера. В нем Джо не только писала о тяготах супружеской жизни и жутких ссорах с Эдвардом, доходивших порой даже до драк, но и скрупулезно документировала информацию о каждой написанной художником картине, о каждой выставке, в которой он участвовал, и о каждой проданной на этих выставках работе.
Но, несмотря на гнев, отчуждение и постоянную ругань на бытовой почве, супруги оставались вместе до самой смерти Хоппера. Джо горячо поддерживала мужа, хоть и посмеивалась над тем, что он «не умеет рисовать красивые вещи». Именно с ее подачи он стал писать акварели («Крыша мансарды», 1923 ), и именно ее черты стали приобретать все женщины на картинах Эдварда («Комната в отеле», 1931 , «Утро в городе», 1944 ). Так и не сумев стать по-настоящему хорошими супругами, они составили потрясающий творческий тандем. Вместе они придумывали персонажей картин Хоппера, а в его альбоме с набросками под каждым из них Джозефин расписывала детали. Например, под наброском к «Полуночникам» она пишет, из какой породы дерева сделана барная стойка, и как блестят в искусственном освещении баллоны в углу.
Эдвард Хоппер, получивший известность лишь в последние годы жизни (а по сути – уже после смерти), тем не менее, носит гордое звание «поэта эпохи». Он оказал серьезное влияние на американскую поп-культуру. Фактически изобретя новый жанр – портрет дома – он сумел сделать здание главным действующим лицом картины («Дом на закате», 1935), и позже этот прием стали использовать в кинематографе. Хоппера называет одним из своих любимых художников режиссер Дэвид Линч, большой любитель пустынных автострад, загадочных домов и туманных намеков.
Полотна Хоппера, даже те, на которых на первый взгляд абсолютно ничего не происходит, объединяет одна поразительная особенность: все они без исключения рассказывают зрителю историю. Причем каждому – свою, и каждый раз новую.
Репродукции картин художника представлены в галерее Артхива.