Берта Моризо (фр.
Berthe Morisot; 14 января 1841, Бурж – 2 марта 1895, Париж) – французская художница, единственная женщина, принимавшая участие в
самой первой выставке импрессионистов. Художница, которую в отличие от ее коллег-мужчин благосклонно принимали в парижском Салоне шесть лет подряд и которая примкнула к группе «отверженных», уже будучи известной.
Особенности творчества художницы Берты Моризо: уютные, семейные, лирические сюжеты картин Берты Моризо убаюкивают и нежно скрывают огромный художественный темперамент. Принимая основные технические принципы всей группы художников-импрессионистов, Берта Моризо часто оказывается намного смелее и резче в их воплощении – незаписанные участки полотна, вызывающая эскизность и нарочитые крупные мазки.
Известные картины Берты Моризо: «У колыбели»,
«После обеда»,
«Эжен Мане с дочерью в саду»,
«Эжен Мане на острове Уайт»,
«Соломенный стул».
О жизни Берты Моризо нужно рассказывать на современных женских тренингах, посвященных гармоничному сочетанию карьеры и призвания с исключительной репутацией, счастливым браком и материнством. Если ко всему этому добавить завораживающую красоту, искренних, преданных друзей-художников и писателей, активное участие в одном из самых смелых и дерзких проектов в истории живописи, ни одна участница тренинга не поверит, что Берта Моризо – реальный человек. Решат, что это миф, выдуманный для наглядности.
На самом же деле все так и было.
Берта была одной из трех дочерей высокопоставленного чиновника господина Моризо, префекта города Бурже. Когда девочке было 10 лет, отцу предложили престижное место в Счетной палате – и вся семья перебралась в Париж. Сестры получили разностороннее и на удивление глубокое образование, причем музыке, литературе и живописи уделялось особое внимание.
Берта Моризо – счастливая художница, которую поддерживали родители и которая росла в одном доме со своей самой большой подругой, коллегой-художницей, а в будущем любимой моделью – с сестрой Эдмой. Чтобы оценить тот подвиг, который совершили родители Моризо, построив в доме художественную мастерскую для девочек, нужно знать особенности эпохи. Это было время, когда женщинам запрещали учиться в школе изящных искусств, время, когда женщине неприличным считалось созерцать и тем более писать обнаженную натуру, а писать мужчину даже одетым не рекомендовалось. А они взяли и построили дома настоящую художественную мастерскую и отдали Берту и Эдму учиться живописи в мастерскую к одному из метров –
Камилю Коро.
Коро разрешает девушкам копировать свои пейзажи, дает бесценные уроки на пленэрах, а мадам Моризо лично сопровождает дочерей при каждом походе в Лувр. Берта и Эдма копируют картины великих мастеров, а мать своим присутствием оберегает их репутацию – ведь юным особам в одиночестве просто неприлично находиться рядом с художниками-мужчинами. Соблюдать эту жесткую грань между внутренней свободой и внешней раскованностью Берта Моризо сможет и самостоятельно – мать в качестве нравственного ориентира ей в жизни будет совсем не нужна.
Когда в 1869 году Берта Моризо знакомится с одним из главных людей в жизни – с
Эдуардом Мане – она уже три года как успешная участница ежегодных выставок в Салоне. Но рядом с Мане снова станет ученицей и натурщицей, он вдохновит ее на новую живопись и напишет 14
ее портретов – и это будет долгая история глубоких, страстных и чистых отношений между двумя друзьями и единомышленниками, между двумя художниками, между мужчиной и женщиной. Конечно, он не посмел бы предложить Берте ничего большего – Мане тогда был уже женат. Справедливости ради стоит заметить, что раньше наличие жены не мешало обворожительному художнику заводить интрижки на стороне, но Берта никак не подходила на роль временного увлечения. Она была удивительная.
Последний портрет Берты Моризо Мане напишет в 1874 году, когда она выйдет замуж за его брата Эжена. Ей будет 33 года, а Эжен покорит ее чувством юмора и светлым отношением к жизни. Он искренне посвятит свою жизнь Берте: будет развешивать ее картины на выставках, следить за отзывами, заниматься продажами, а одного зарвавшегося критика даже вызовет на дуэль за неуважительные слова о жене.
А критикам было над чем позлословить: единственная женщина в кружке «отверженных художников и скульпторов»! После первой же выставки в 1874 году их начнут с издевкой называть импрессионистами, а изобретатель этого термина критик Луи Леруа, конечно, не обойдет своим вниманием и Берту Моризо. Он писал, например:
«Эту юную даму не интересует изображение мелких деталей. Когда она пишет руку, она делает ровно столько длинных мазков, сколько на ней пальцев, и дело с концом». Но первая дама-импрессионист окажется на удивление стойкой к критике, настойчивой в убеждениях и дерзкой в манере письма.
Берта Моризо станет участницей 7 выставок импрессионистов из 8 – всего один раз она не пришлет своих работ для экспозиции, потому что будет ждать рождения дочери. Никогда не нуждаясь остро в деньгах и не будучи привязанной к продажам картин, она поддерживает своих друзей Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Сезанна в самых отчаянных проектах. Как например, в 1875 году, когда доведенные до крайности нищетой импрессионисты решат устроить аукцион, Берта предложит 12 своих работ для этого мероприятия. Картины уйдут с молотка за бесценок.
Много лет подряд в доме Берты и Эжена каждый четверг к ужину будут собираться самые близкие друзья – Дега, Моне, Ренуар, Малларме, Кайботт. Здесь никогда не обсуждают сомнительные интрижки и не ведут мелочных споров, даже острый на язык Дега держится исключительно вежливо. Рядом со сдержанной, умной, настойчивой, гениальной красавицей Бертой Моризо казалось невозможным говорить и совершать глупости и подлости.
В 1878 году у художницы родилась дочь Жюли – и с ее появлением мир Берты Моризо получает нового героя и новое измерение. Теперь становится понятно: ее художественная задача еще сложнее, чем у других импрессионистов.
Моне неистово ищет свет и воздух,
Дега тщательно исследует движение человеческого тела, а Моризо пишет совсем неуловимое – свет и движение души.
«Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее» - говорила Берта. И жадно следила за взрослением дочери, страстно ловила взгляды и жесты любимых людей.
Пришлось Берте Моризо пережить и две большие потери, которые отняли у нее часть души и поменяли как художника: в 1883 году ушел из жизни Эдуард Мане, а в 1892 – Эжен Мане.
Она любила белые и черные платья, носила веер и шляпки, ей никогда не приходило в голову нарядиться в мужской костюм по примеру эмансипированной писательницы Жорж Санд, чтобы доказать свое право на творчество и признание. В 1892 году ее картину купило государство. А когда в 1895 году друзья Берты Моризо получили известие о ее смерти, это стало настоящим потрясением. Это была самая непостижимая, гениальная и незаменимая женщина для каждого из них.
Автор: Анна Сидельникова