Описание работы «Вагнериты»
Музыка занимала в жизни Бердслея особое место. Он играл на фортепиано с раннего детства благодаря своей матери Элен и даже начал сочинять собственные несложные музыкальные произведения. Этот талант в будущем позволит ему избежать «дедовщины» в школе, где Обри, в первый же день исполнив этюд собственного сочинения и прочитав свои же стихи, смог добиться уважения не только среди одноклассников, но и среди старших мальчиков.
Одним из самых любимых композиторов Бердслея был Рихард Вагнер. Художник нередко обращался к операм композитора в своих рисунках. И даже собственный литературный труд посвятил воспетому Вагнером Тангейзеру. Рисунок
«Вагнериты» был опубликован в журнале «Желтая книга» в октябре 1894 года вместе с тремя другими работами Бердслея (
«Автопортрет»,
«Эскорт Леди Голд» и
«Дама с камелиями»).
Рисунок «Вагнериты» изображает зрителей в театре за просмотром оперы «Тристан и Изольда». Зрителю видны только несколько рядов партера и две ложи на заднем плане. Бельэтажа, галерки, да и, собственно, сцены здесь как будто и не существует, действие вагнеровской оперы для Бердслея не имеет значения. Главные действующие лица здесь – женщины в глубоко декольтированных платьях, которые занимают большую часть кресел партера. Именно эти женщины и возмутили критиков, ведь они сидят в зале театра в поздний час в откровенных нарядах и без сопровождения мужчин. По мнению публики, такие женщины могли быть только проститутками.
«Вагнеритов», а точнее «вагнериток» называли похожими на животных или на пациентов Бедлама. Контрастный черно-белый рисунок, напоминающий работы
Тулуз-Лотрека, вызвал у читателей «Желтой книги» и критиков очень бурную реакцию. Кроме того, единственный мужчина, которого здесь можно хорошо рассмотреть, судя по всему, является евреем. Это, скорее всего, была шутливая шпилька Бердслея в адрес самого Вагнера, убежденного антисемита.
Автор: Евгения Сидельникова