1500, Тревизо — 1571, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Ученик Тициана. Испытал влияние Порденоне, Лотто, Моретто.
Первый заказ получил в 1518.
Работал в Венеции, Тревизо, Милане, Генуе.
По свидетельству Вазари, в 1538 посетил Францию и работал в Фонтенбло, а затем в Аугсбурге по заказам патрицианской семьи Фуггеров.
Парис Бордоне (итал. Paris Bordone) (1500, крещён 5 июля, Тревизо — 29 января 1571, Венеция) — итальянский художник венецианской школы, представитель маньеризма.
Присоединился к bottega — мастерской Тициана в 1516 году и оставался там до 1518 года. Вазари, благодаря которому известно большинство фактов о Бордоне, пишет, что тот не стал проводить много лет у Тициана, предпочтя посвятить себя имитации манеры Джорджоне. (Будто бы он нашел способ обучения у Тициана неприемлемым, также указывают, что Тициан забрал себе первый заказ, полученный молодым художником, чем обидел его). Все же, влияние Джорджоне на Бордоне шло не прямо, а опосредованно через Тициана, манеру которого Бордоне воспринял так хорошо, что веками некоторые из его картин считались произведениями Тициана. (Например, «Крещение Христа» в Капитолийской галереи). Все же, его стиль является более маньеристичным, чем работы учителя, с более теплыми цветами, эффектно закрученными драпировками и фигурами в немного странных позах.
Временем наибольшего творческого расцвета Бордоне были 1520—1530-е.
В 1520-х Бордоне разрабатывает один из излюбленных мотивов раннего Тициана, трактуя традиционные темы "Мадонна со святыми" и "Св. Семейство" как идиллические сцены спокойного отдыха и тихой беседы на фоне буколического пейзажа с зелеными лугами, округлыми кронами деревьев, далекими холмами (Св. Семейство со св. Екатериной, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Св. Семейство, Милан, галерея Брера; Мадонна со святыми, Глазго, Художественная галерея; Мадонна со св. Георгием и Иоанном Крестителем, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Красота широко расстилающегося пейзажа и романтические интонации определяют характер алтарной композиции Битва св. Георгия с драконом (ок. 1525, Ватикан, Пинакотека). Лучшей и наиболее известной работой Бордоне является монументальное полотно Чудо с кольцом (1534, Венеция, галереи Академии), посвященное одной из исторических легенд Венеции — передаче рыбаком венецианскому дожу кольца, полученного от Св. Марка. Опираясь на традиции исторических и повествовательных композиций мастеров XV в. Джентиле Беллини и Карпаччо, художник создает историческую композицию нового типа. Огромную роль в картине играет великолепная архитектура, создающая атмосферу праздничного триумфа, определяющая образное начало всей композиции. Насыщенные контрасты света и глубоких теней подчеркивают грандиозность и богатство архитектурных форм открытого павильона, где восседают дож и его приближенные, мощь колоссальной арки, в пролете которой открывается великолепная панорама уходящих в глубину мраморных дворцов, купающихся в солнечном сиянии. Такая же панорама становится главным мотивом фона в картине Вирсавия (ок. 1543, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг).
В 1538 г. поступил на службу к королю Франциску I в Фонтенбло, где писал портреты короля и придворных. Тем не менее, ни следа из них во французских коллекциях найти не удалось (две картины в Лувре — поздние приобретения). Обласканный почестями, в 1540 г. он отправился в Аугсбург, где расписал дворец Фуггеров (росписи не сохранились). Затем вернулся в Венецию, где умер 19 января 1570 г.
Бордоне работал также в Тревизо, Виченце, Креме, Генуе и Турине. Его многочисленные портреты, среди которых особенно удачными считаются женские, отличаются пышностью и богатством колорита, т.н. портреты куртизанок. После общения с Лоренцо Лотто в 1540-х гг. его портреты приобрели более глубокую степень интимности.
Масштабные исторические полотна Бордоне менее изящны. Также писал на религиозные сюжеты. Выполнил много важных фресковых циклов в Венеции, Тревизо и Винченце, до наших дней не дошедшие. Также писал на аллегорические и мифологические сюжеты.
Работы Бордоне сочетают благородство стиля и золотую гармонию цветов, унаследованную у Тициана, а также реалистическую концепцию человеческой фигуры. Но при этом его обнаженные фигуры бывают слегка перекошенными, а жесты — ненатуральными и аффектированными. Лучшей и наиболее известной работой Бордоне является монументальное полотно Чудо с кольцом (1534, Венеция, галереи Академии), посвященное одной из исторических легенд Венеции — передаче рыбаком венецианскому дожу кольца, полученного от Св. Марка. Опираясь на традиции исторических и повествовательных композиций мастеров XV в. Джентиле Беллини и Карпаччо, художник создает историческую композицию нового типа. Огромную роль в картине играет великолепная архитектура, создающая атмосферу праздничного триумфа, определяющая образное начало всей композиции. Насыщенные контрасты света и глубоких теней подчеркивают грандиозность и богатство архитектурных форм открытого павильона, где восседают дож и его приближенные, мощь колоссальной арки, в пролете которой открывается великолепная панорама уходящих в глубину мраморных дворцов, купающихся в солнечном сиянии. Такая же панорама становится главным мотивом фона в картине Вирсавия (ок. 1543, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). В Национальной галерее Лондона находится «Дафнис и Хлоя» и портрет женщины, а «Святое Семейство» — в Бриджватер-Хаус. Другие важные работы — «Мадонна» в коллекции Тадини, Ловере, картины в тревизском Дуомо, две мифологические картины на Вилле Боргезе и дворце Дориа в Риме, «Игроки в шахматы» в Берлине, малоизвестный портрет в собственности ландграфа Гессенского в Кронберге и «Крещение Христа» в Филадельфии. Он часто писал Мадонну со святыми в ландшафте (sacra conversazione), а также другие религиозные сюжеты, например, «Христа и учителей» (Музей Изабеллы Гарднер, Бостон). Хронологию произведений Бордоне проследить трудно, в частности, потому, что он мог использовать один набросок позы для разных картин, предназначенных для разных концов Европы, и написанных с разницей в декаду.