войти
опубликовать

Олег
Валентинович Власов

Россия • Тюмень • 1962−2003
Родился в Тюмени 19 ноября 1962 года.
Раннее детство провёл в Тюмени, школьные годы в посёлке Орбельяновка недалеко от Минеральных Вод Ставрапольского края. Учился на художественно- оформительском отделение Тюменского училища искусств с перерывом на службу в Армии (ушёл с третьего курса). В Армии служил на границе с Афганистаном в г.Кушка (1981-83). С 1986 года - свободный художник. Параллельно с занятиями живописью, керамикой и графикой работал стропальщиком, кочегаром, разнорабочим. Преподавал керамику в школе № 62. Участник и соавтор выставки 1989-го года «Улицы и мы» (совместно с О.Фёдоровым) и нескольких других коллективных выставок.... В 90-х годах занимался, преимущественно, компьютерной графикой. Ушёл из жизни 18 апреля 2003.

ОБ ОЛЕГЕ ВЛАСОВЕ…

Олег Власов художник… А дальше не знаю что написать... Не простой судьбы? Мощной, яркой индивидуальности? Драматического мироощущения? Расхожие какие-то фразы, штампы… Олег был моим другом, близким другом, может, поэтому сложно…?

Как живописец он оставил не так уж много работ. Но каждая из них этап в жизни, результат долгого периода обдумывания, “проживания”… Он был, по настоящему, не равнодушным и внимательным зрителем, читателем… Свободным от принадлежности к каким-то профессиональным сообществам и группам художником, человеком.
Перелистывание альбомов, чтение книг, не спешные, продолжительные прогулки по залам московских и питерских музеев, а потом обсуждение увиденного, прочитанного, прочувствованного были весомой частью нашей жизни, возможно, наиболее важной частью, которая потом, а иногда и сразу, моментально - выливалась в написание и делание своих картин, текстов, стихов, линогравюр, рисунков…
Увлечение французами - Утрилло, Сутиным, Модильяни оставило свой отпечаток в таких ранних вещах Олега, как “Дворик”, “Снег”, “Зима” (1985).Одна из самых любимых мною его работ “Сон” (1985) навеяна песней Александра Розенбаума “Серый в яблонях конь”. На мой взгляд, в ней также чувствуется влияние живописи Петрова-Водкина, фильмов Андрея Тарковского… Это очень русская, спокойная, созерцательная работа. В ней есть что-то невыразимое, то, о чём лучше промолчать, чем говорить... Конь проскакал, часовня отражается в озере, мальчик спит в траве, тихий ангел пролетел…

Олег никогда не стеснялся говорить о своих “Учителях” в искусстве и пристрастиях… В “Пьянице” (1987), отчасти, материализовалось его увлечение Хальсом, в “Ковчеге” (самая загадочная и масштабная его работа. Писал он её на протяжении 4 лет) австралийским искусством, наскальными росписями… Возникновение “Флейтистов” (1988) напрямую связана с музыкой Глюка, его знаменитой темой из “Орфея и Эвридики”, но не только…”Канатоходец” (1986) - с песней Владимира Высоцкого “Четыре четверти пути” и очень отдалённо, условно, я бы сказал, с живописью Шагала, которую Олег любил, которой восхищался… Так же, впрочем, как русской иконописью, лубком, работами импрессионистов, Гогена, Ван Гога, немецких художников начала ХХ века и множеством других явлений в Культуре, мировой живописи, графике, кинематографе, музыке, поэзии, литературе…В Жизни и в Искусстве…

Его увлечение керамикой оставило целый ряд высококлассных авторских работ, сделанных в различной манере начиная с миниатюрной, настольной “Перечницы” и заканчивая многочисленными тарелками, масками и такими монументальными, пусть и не большими по размеру, работами, как “Распятие” и “Адам и Ева” (1992)

Его графические циклы и рисунки пронизаны любовью и сочувствием к человеку, не зависимо от того, какое место в этой жизни он занимает (“Дворник”, “Шут”, “Пьяница”, “Лев Толстой”. “Еврей в соломенной шляпе” (1986-87). Отдельно хотелось бы выделить рисунок, который я условно называю “Одиночество” или “Под усталым фонарём” (1986) и удивительные по глубине, выразительности и точности соответствия литературному и поэтическому первоисточникам - иллюстрации (скорее, даже, авторские рисунки) к поэме Сергея Есенина “Пугачёв” (1986-87) и повести Леонида Андреева “Иуда Искариот” (1985). Образ Пугачёва, на мой взгляд, лучше чем Олег, в мировом графическом пространстве, никто не создал, и уже не создаст… Так же , как “Колу Брюньона” Евгения Кибрика, “Дон Кихота” Гюстава Доре, “Алису в стране чудес” Геннадия Калиновского.

Не смотря на обилие имён и явлений, оставивших свой след в творчестве художника, главным и абсолютно непреложным для меня остаётся следующее (не буду цитировать Анну Ахматову по поводу того “когда б вы знали из какого сора…”) за каждой работой Олега стоит его личность, его индивидуальность, душа…
По большому счёту, явление в современном мире искусства редкое…

 
С творчеством Вольфганга Борхерта, немецкого писателя, прожившего всего лишь 26 лет и оставившего после себя в 1947 году одну пьесу и несколько сборников рассказов - когда-то познакомил Олега я, а меня мой Отец. Результатом этого знакомства (опять же не просто “знакомства”, а “погружения” в поэтическую прозу Борхерта), являются две живописные работы и три графических листа: “Ночь” (1986), написанная по мотивам рассказа“Город”, и “Жираф” (1987) (одна из программных работ Олега, пожалуй, самая узнаваемая и любимая зрителями) которая, в общем-то, является живописной интерпретацией последней фразы рассказа “Поезда днём и ночью”:

"Ты железная дорога, протарахтел, прокричал, ты рельсовый путь: что только не случается на тебе, что только не делает тебя ржаво-тусклым и серебрянно-блестящим.
Ты - человек, и твой мозг по-жирафьи высоко где-то наверху, на бесконечно длинной шее. И никто толком не знает твоего сердца"...

Перевод Н.Ман. “Вольфганг Борхерт “Избранное”.
Москва “Художественная литература”. 1977

Олег Власов был… Почему был? Есть. Художник всегда остаётся быть в своих работах… Присутствует незримо. Живёт внутри каждой. Воздействует на зрителя. Делится своими мыслями, беспокойством, грустью, теплом… Существует.

Олег Фёдоров

17.11.2012











Перейти к биографии