войти
опубликовать

Джентиле да
Фабриано

Италия • 1360−1427

Биография и информация


Ок. 1370, Фабриано — 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции (1408—1412), Брешии (1414—1418), Флоренции (1422—1425), Орвието (1425), Сиене (1425—1426), Риме (1427). В 1422 вступил во Флорентийский цех живописцев. Творческое наследие сохранилось не полностью; известны преимущественно станковые работы художника. Росписи в Венеции, Брешии и Риме погибли.

Крупнейший мастер итальянской поздней готики Джентиле да Фабриано пользовался при жизни, несмотря на появление в середине 1420-х Мазаччо, репутацией первого художника Италии и не утратил ее даже в середине XV в., в том числе и в гуманистических кругах; так, в 1456 гуманист Б. Фацио включил в свои жизнеописания великих современников только двух итальянских живописцев — Джентиле да Фабриано и Пизанелло.

Творческое формирование Джентиле да Фабриано связано с художественной средой Северной Италии рубежа XIV—XV вв., с господствовавшими здесь традициями поздней готики. В то же время эти традиции получают у Джентиле да Фабриано новое осмысление.

Уже в ранних работах — Мадонне со св. Николаем, св. Маргаритой и донатором (ок. 1395, Берлин, Гос. музеи), полиптихе из Валле Ромита (ок. 1400, Милан, галерея Брера) — несколько отвлеченная миловидность персонажей и такие характерные для поздней готики мотивы, как усыпанный цветами зеленый луг, соединяются со сдержанностью, просветленным спокойствием. Художник предпочитает широкие, плавные линии, сообщает своим персонажам величавую осанку; о пристальности натурных наблюдений свидетельствует портрет донатора в первой из двух картин. Сдержанность, спокойствие, величавая широта стиля и элементы живой непосредственности нарастают в более поздних произведениях — Мадонне с Младенцем и ангелами (ок. 1415, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Мадонне с Младенцем (ок. 1420, Пиза, Нац. музей), разрозненном полиптихе Кваратези (1425, Флоренция, галерея Уффици; Лондон, Бакингемский дворец, др. собрания) и единственной сохранившейся фреске Мадонна на троне (1425, Орвието, собор).

Кульминацией творчества Джентиле да Фабриано является алтарь Поклонение волхвов, написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы (1423, Флоренция, галерея Уффици; пределла Принесение во храм — Париж, Лувр). Готические традиции — развернутость композиции на плоскости, обилие золота, драгоценное сияние красок, элементы стилизации в изображении человеческой фигуры — соединяются в алтаре с пестрой и радостной картиной мира, бесконечно разнообразного в своих непосредственно и точно увиденных подробностях — от персонажей шествия, их облика и одежды до превосходно изображенных животных и пейзажных панорам с холмами и замками. Замечательна и попытка преодолеть плоскостность композиции, изобразив в ракурсах здание, на фоне которого представлена Мария, гарцующих лошадей и стоящего у кормушки вола. Ряд мотивов алтаря свидетельствует о знакомстве Джентиле да Фабриано с франко-бургундской миниатюрой. Еще более очевидно это сказывается в украшающих цоколь алтаря небольших композициях Рождество и Бегство в Египет с их мягко и широко написанными, освещенными неярким светом пейзажными фонами; в Рождестве художник передал эффект ночного освещения. В третьей композиции — Принесение во храм — он попытался придать пространственную структуру городской площади с центрическим храмом, что свидетельствует о его интересе к новым художественным проблемам. Широту творческих интересов художника демонстрируют и выполненные в 1427 в Риме зарисовки античных памятников.

Органичное соединение поэтики поздней готики с элементами нового миропонимания и нового художественного языка обусловили широкое влияние Джентиле да Фабриано на целое поколение итальянских живописцев от Мазолино и фра Анджелико до бывшего помощником Джентиле в римский период А. Пизанелло и самого известного из учеников Джентиле — Я. Беллини.