войти
опубликовать

Венето
Бартоломео

Италия • 1470−1530

Ученик венецианского мастера Джованни Беллини, влияние которого можно заметить в некоторых из его ранних работ. Самое раннее произведение Бартоломео - Мадонна (1502), находится в частной коллекции в Венеции. Картины Богоматерь с Младенцем (1505, Бергамо, Академия Каррара) и Обрезание (1506, Париж, Лувр) - образцы венецианского стиля в творчестве мастера. Позже Бартоломео, вероятно, жил в Милане, где испытал влияние ломбардской школы и посвятил себя главным образом портретной живописи. Среди его работ, созданных в миланский период, - Женский портрет (1530) и Портрет Лодовико Мартиненго (1530, Лондон, Национальная галерея). Художественную манеру Бартоломео отличает тщательность письма, но он не был хорошим рисовальщиком.

О происхождении Б.Венето мало известно. Художник подписывается на своей первой из известных нам картин «Мария с младенцем» от 9 апреля 1502 года как «полувенецианец, полукремонец». Работал он преимущественно в Венеции и Ломбардии. По некоторым сведениям, родился в районе Кремоны или Бергамо; в Бергамо же учился портретной живописи, в которой Венето достиг замечательного мастерства.

В своём раннем творчестве Б.Венето создавал почти исключительно полотна на религиозную тематику в стиле венецианской школы. Особенное влияние на его живопись оказало творчество Джованни Беллини и Антонелло да Мессина. В более поздний период, как и ряд других венецианских художников (Марко Марциале, Якопо де Барбари, Бенедетто Диана), Венето перенял многие идеи у Альбрехта Дюрера. В начальный период контуры фигур и объектов на картинах Б.Венето чёткие и жёсткие, в стиле Альвизе Виварини. Лишь после пребывания в Ферраре и в Милане, и знакомства с ломбардской школой живописи изображённое на его работах становится мягким, округлым и приближается к видению Леонардо да Винчи. В Ферраре и её окрестностях Венето по заказам выполняет портреты некоторых представителей герцогского рода д’Эсте. Работает также в Падуе.

В первые годы после того, как Б.Венето покинул Венецию, художник постепенно удаляется от норм венецианского стиля и всё больше находится под воздействием предствавителей Северного Возрождения (Дюрер, Лукас ван Лейден). Затем в его работах преобладает влияние школы Леонардо да Винчи. В последние же годы жизни художника в его портретах легко распознать брешианский стиль, в особенности Алессандро Моретто и Джованни Савольдо. Одной из заслуг художника является то мастерство, с которым он в своих произведениях соединил достижения северного и итальянского Возрождения.

Б.Венето скончался предположительно в 1530/1531 годах.

Перейти к биографии