войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • Москва и Московская область • художник, представитель галереи

Биография и информация

Artist statement. Я голос ноосферы: смотрю на мир глазами биосферы, формируя ее посольство в интересах всех живых существ Планеты. Создаю искусство устойчивого развития, отвечающего красивыми решениями на сердечные вибрации Планеты. Синтезируя визуальную динамику традиций и поэзию цифрового прогресса, объединяю древний дух и виртуальную реальность ноосферы в медиапроектах о совершенстве Вселенной. Моя творческая стратегия – глобальные коллаборации на благо биосферы.

Авторский стиль
. Создала трансформационное научное искусство - инновационный подход к сознательному созданию и творческому применению искусства устойчивого развития для биосферо-центричного преобразования жизни людей, организаций и территорий. Художественные форматы охватывают весь спектр от реальности до виртуальности: фото-коллажи, живопись смыслов, цифровое искусство, произведения на базе искусственного интеллекта — и их «визуальное+поэтическое» представление. Приложения трансформационного научного искусства включают книги художников, арт-маркетинг, междисциплинарные проекты и глобальную культурную дипломатию, несущую Планете свободу высшего творческого порядка.

Сверхзадача.
24 февраля 2022 года я дала интервью о своей арт-стратегии для сингапурской блокчейн-платформы Fenix360, продвигающей независимых художников на глобальную аудиторию. И мы сошлись с интервьюером, оператором фильма «Парк Юрского периода», в необходимости творчески строить будущее Земли, превышая любые внутривидовые конфликты Homo Sapience на благо биосферы - и всех ее живых существ.


Transformational science artist.
Наследница русских аристократов и еврейских беженцев из Бессарабии. Рисую с двух лет, развиваю высокий дух российского нон-конформизма работами, синтезирующими слово и изображение на базе научной и межрелигиозной практики. Решаю дилемму Моцарта и Сальери методами устойчивого развития Планеты. Член сектора синтеза искусств Творческого союза художников России и международного сообщества HUG, объединяющего цифровых  художников 130+ стран. Вдохновители - Бесстрашная Тара (женская форма Будды и мое духовное имя :), да ВинчиВеласкес, Миро, Моцарт, Экзюпери, Пушкин, БулгаковВернадскийГагаринБрин.

Образование и наука:
- выпускница механико-математического факультета МГУ, Художественной лаборатории новых медиа, Института психотерапии и клинической психологии, Высших литературных курсов, сценарной мастерской Школы Голливуда в Украине (по программе UCLA), Global Diplomatic Forum и программы "Открытие буддизма" Фонда поддержи махаянской традиции. Стажировалась по трансформационной дипломатии на ВВС (Лондон), по EdTech в Aharon Ofri International Center (Иерусалим) и по работе с Интернет-сообществами в Центральном Европейском Университете (Будапешт);
- защитила первую диссертацию по обучению компьютерной анимации в России (медиаобразование) в Российской академии образования. Обучала творческому мышлению сотни людей от 7 до 70. Работала PR менеджером 3D Web компании ParallelGraphics, вела Web-студию, была экспертом Международного фестиваля компьютерной графики и анимации «Аниграф». Перейдя в НИИ культурологии РАН, 20 лет исследовала методы творческой самореализации вплоть до культурного бренда России цифровой эпохи и Санкт-Петербурга как хедлайнера этого процесса.  Вела сайт Virtual Russia, опубликовала 12 книг и 300+ статей, включая колонку о переходе от технических инноваций к социокультурным инвестициям. Создала ESG модель развития территорий и модель устойчивого развития культурного бренда Евразии;
- по итогам арт-резиденций сделала серии работ: "Estonian art retreat. Lahemaa National Park" (Эстония), "Faber-Castell art residence in Pereslavl-Zalessky" (Россия), "Jerusalem art+edtech residence. Sirens" (Израиль), "Budapest art+web residence. Bridges and castles" (Венгрия) и "Eurasian online art residence: The White Swan" (онлайн);
- спикер конференций Института мировой литературыФестиваля свободного стиха (СПб), Международного писательского форума (СПб), Российской недели искусств, конференции Electronic Imaging & the Visual Arts в Третьяковской Галерее и "География искусства" Российской академии художеств.

Выставки и конкурсы:
- с 1990-х мой Музей картин и стихов на портале Российской сети культурного наследия "Музеи России" обеспечивал творческий фон моим научным и образовательным проектам;
- в 2020 году я вернулась в искусство и приняла участие в Международном фотоконкурсе "Русская цивилизация", Общероссийском фотоконкурсе о жизни инвалидов «Без барьеров» и Глобальном конкурсе постеров «Global Citizenship»;
- в 2021 участвовала в Международном фотоконкурсе "LensCulture" и вошла во второй тур международного фотоконкурса International Photography Award "Humanity" арабского шейха Hamdan bin Mohammed;
- в 2022 диптих "Мосты пандемии" участвовал в Virtual Community Art Show "I HeArt Connection” (Art Therapy Institute (USA, февраль-март 2022, участники из 20 стран), а тетраптих цифровых работ об управлении Планетой принял участие в V международном фестивале научного искусства "Connect" (Южная Корея, октябрь-декабрь 2022) ИТ-корпорации Bitglim, выводящей цифровое искусство на экраны отелей, улиц и аэропортов;
- в 2023 серия сирен и программное стихотворение были показаны на онлайн выставке галереи Pocket Stars по мотивам "Одиссеи" Гомера (Греция, февраль-март 2023), а в день моих именин 8 сентября 2023 моя AI art серия "Голос ноосферы" на базе искусственного интеллекта была представлена стартапом exactly.ai в Shoreditch arts club (Лондон). Мой первый NFT "Посольство биосферы" вошел в Web3 выставку "Chromaflora: Nature & Technology" 11-17 декабря 2023 в Лиссабоне (Португалия);
- социальный AI art "Крик гнева и скорби Планеты Земля" представлен в программе онлайн Фестиваля в защиту женщин от насилия "Женский крик" (Сан Паоло, Бразилия, март 2024), где я также участвовала в онлайн общении участниц (см. минуты 17:19 - 31:20).

Премии:
- лауреат конкурса журнала Cosmopolitan в сфере медиобразования (1997) и премии Европейской академии наук в сфере гуманитарных наук за книгу «Виртуальная реальность для начинающих» (1998);
- в 2000-х - лауреат литературных конкурсов «Заветному звуку внимая» Союза Писателей РФ и Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, «Звезды Внеземелья» Российской Космической Корпорации «Энергия», "Дорога к храму" Союза Писателей Израиля и журнала "Интерпоэзия". Новелла «Настройщик гармоний» о культурной идентичности России цифровой эпохи стала лауреатом международного мультимедиа-конкурса «Живое слово» усадьбы-музея "Болдино" и финалистом Межрегионального литературного конкурса «Вслед за путеводной звездой» Русского географического общества. Фантастически-документальная новелла "Космонавт" (на английском) вошла в Honorable Mention List международного конкурса New Millenium Writing Award (USA, 2018);
- триптих живописи смыслов "Путешествие" выбран из 13 000 претендентов со всего мира и получила Special Prize 2020 международного конкурса японского арт приложения MellowApp, дарящего радость и вдохновение жителям 170+ стран планеты;
- картина “Archangel Mikhail” получила Special Recognition Prize на онлайн-выставке “Primary Colors 2021" галереи Light Space & Time Online Art Gallery (США, 145 финалистов  отобраны из 627 заявок из 24 стран).

Культурная дипломатия:
- с 1990-х мой Музей картин и стихов, размещенный на портале Российской сети культурного наследия "Музеи России", вошел в базу The art stand, объединявшую художников 85 стран под лозунгом "давать сообществам силу через искусство", включая медиаобразование для 2 млн людей с ОВЗ. В 2000-х я сформулировала "Путь героя" для творческих людей с ОВЗ;
- пишу малую прозу и поэзию, публиковалась в РоссииГермании, США, Израиле и Австралии. Писательская тема - внутренняя музыка человека. Автор сборников малой прозы и поэзии "Джем" и "Тайные истории Пушкинских гор". Детский лидерский клуб "Три кита" (СПб) сделал театральную постановку серии моих стихотворений «Центр мира» в Пушкинских горах. Вела школу писательства и международный конкурс "Россия глазами поэтов" при Международном писательском форуме (СПб). Издала учебник "Как писать в XXI веке?" с главой о сторителлинге для художников, которым ныне пользуются онлайн по всему русскоязычному миру;
- в 2012 сделала интервью о национальном брендинге с политическим консультантом 50+ президентов Саймоном Анхольтом (Британия), после которого предложила превратить его  глобальный рейтинг брендов городов и стран в пользу рейтинга биосферо-центричности стран. В 2014 Саймон сделал Good Country Index, измеряющий инвестиции стран в развитие Планеты, и получил 7,5+ млн просмотров анонса этого проекта на TED;
- выпустила книгу искусства устойчивого развития "Культурный бренд "Россия" для инноваторов цифровой эпохи" (2023) как основу своей Мастерской культурных брендов для Планеты;
- сделала апгрейд Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» уровнем гения места (genius loci), создав AI art модель устойчивого развития стран. Представила ее первый кейс в формате онлайн-галереи "Бриколаж "Испания": единство природного и культурного наследия" по монографии испанистки МГИМО МИД России Алины Королевой (2023).

Коллаборации и медиаприсутствие:
- использую искусство как арт-терапевт: сопровождала 200 беременностей в школе «Колыбель жизни» и ряд проектов вывода из психосоматики. Автор самоучителя «Секреты Царевны-Лягушки. Биосферная терапия для человека и человечества»;
- развиваю проповедников цифровой эпохи. Тренировала творческое мышление сотрудников 150+ компаний, включая Croc (+30% годового оборота), Video international (вышел на оборот 1,5 млрд. долл. и СП с Британией), РБК (топ-менеджер сделал национальный стартап и 95 млн. р. личного капитала), Miro (основатель сделал глобальный стартап и привлек в него 50 млн долл), «Северные ветры» (раскрутил бренд «Пиво пит» и продался Heineken за 560 млн. долл.), «Стройтех» (вышел на рынок Германии через выставку "DRUPA"), IBS, 1С, Консультант+, МДМ-банк, ОМК, СУЭК, Волга-Днепр, ЭКСМО, Johnson&Johnson, British Petroleum, Honda и других. Получила благодарность газеты "Ведомости" за российско-французский тренинг по out of box thinking.
- Автор книг "Тренинг для победителя", "Искусство работать с людьми", "Творческие решения в бизнесе" и "Дао творческого карьериста" с новеллой-предисловием "Запах шиповника", посвященной Сергею Брину. Работала редактором по инновациям журнала "Генеральный директор". Самое известное интервью о своих методах творческого развития людей и организаций "Детективное расследование сновидений" дала для Русской службы ВВС Севе Новгородцеву, кавалеру Ордена Британской Империи.
- В 2020 опубликовала transformational science art колонку стратегий устойчивого развития "Белый лебедь", где спрогнозировала мировой кризис и дала сценарий выхода из него на базе глобальной кооперации цифровых креативных команд. Андрей Хусид, основатель платформы Miro, внял моим идеям, и в январе 2022 привлек 400 млн. долл. инвестиций в свою компанию, которая была оценен в 17,5 млрд долл., то есть это "единорог с 17,5 рогами :)".
- амбассадор бренда шведского приложения для интеграции искусства в виртуальные интерьеры InsituArtRoom с 2021. Создала два онлайн проекта - "Настроение жить" и "Виртуальная реальность. Искусство трансформации";
- мой программный диптих биосферо-центрической интеграции "Princess Frog & Archangel Mikhail" вошел в номер Identity "Boomer art mag" (London, декабрь 2021, участники из 30+ стран) с "иконой арт-стиля" Фридой Кало на обложке;
 - с 2024 стала амбассадором мира Institute of economics & peace (Сидней-Нью-Йорк-Брюссель-Хараре-Мехико-Гаага). Моя серия AI art с ключевым проектом "Peace is a bridge" ("Мир это мост")  представлена в февральском номере 2024 года журнала GlobalArtTimes, распространяющего современное искусство по 10+ миллионам подписчиков Планеты.


Из отзывов на со-творчество:

Книга «Культурный бренд «Россия» для инноваторов цифровой эпохи» представляет собой манифест художницы Натальи Гарбер и раскрывает уникальную творческую «модель управления Вселенной с ее согласия» на базе высших человеческих ценностей в контексте современности. С позиций культурной дипломатии можно выделить три ключевые линии работы: устойчивое развитие, культурная динамика от традиций к инновациям и построение культурного бренда «России» цифрового века на базе этих подходов.
Европейскую цивилизацию до сих пор преследует дихотомия субъект/объект, заложенная философами эпохи Возрождения и Нового времени. Изначально субъектом признавался человек, тот, кто познает, а мир – это объект, то, что познается. Субъект – обычно мужчина, европеец и интеллектуал. Все, что не подходит под эти критерии означается как «другие», к чему относятся как к объекту. Весь Мир – это природа вещей, которую субъект изучает преимущественно естественнонаучными, а не мистическими методами - объект. Отсюда следует отношение к природе как к квазибесконечному ресурсу, приведшее к экологическим проблемам в XX веке.
В XXI веке субъектно-объектная парадигма усложняется, постмодернизм иронично ре-концептуализирует субъект - и мы получаем расцвет множества теорий рационального природопользования, постколониализма, расовых,гендерных и т.д. Отношение Homo Sapience к природе ведет к уничтожению окружающей среды, а в итоге и самого человечества, но в очень отдаленной перспективе, которая плохо воспринимается. Таким образом природа из объекта становится субъектом, и наделяется правами, которые присущи субъекту, которого нужно уважать. Происходит пересмотр картины мира.
На Первой международной конференции ООН по окружающей среде и развитию 1976 года было принято решение, что теоретической основой международной природоохранной политики должно стать разработанное В.И. Вернадским учение о биосфере и ноосфере. Идеи о влиянии человеческой деятельности на природные процессы, сформулированы в его незаконченной книге «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», над рукописью которой В.И. Вернадский работал в переломный момент Второй Мировой войны с 22 июля по 15 декабря 1944 г., а на русском языке работа была опубликована только в 1989 г.
С тех пор философия устойчивого развития – одна из главных областей экофилософии и экологической этики, провозглашающая ответственность человечества за сохранение биосферы и людей на Земле. Благополучие Планеты требует корректировки антропоцентрического подхода и согласования экологических, социальных, экономических и духовных систем в интересах всех нынешних и будущих поколений живых существ Земли. Наталья Гарбер вносит вклад в эту повестку своим биосфероцентрическим искусством с высокой ноты культурного прогресса, создавая искусство от лица "голоса ноосферы" .
Как художник может реализовать такой подход на практике? Механизмы культурной эволюции XXI в. проявляются в прорастании инноваций из традиций через раскрытие потенциала территорий их населением в контексте возможностей глобального океана культуры. Инновации - это эффективно внедрённые идеи, которые со временем обычно занимают своё место в символическом капитале культуры, обогащая традицию, из плодородной почвы которой растут новые инновации. Нередко на первом этапе внедрения инноваторы встречают непонимание и неприятие - им «сопротивляются» традиции, считая инноваторов «чудаками». Однако любые рациональные и иррациональные, локальные или глобальные традиции живут только через постоянное обновление. Поэтому культуры, отвергающие инновационные циклы, гибнут, а способные к обновлению становятся успешной частью национального и мирового культурного наследия.
Книга Натальи Гарбер выполнена в форме манифеста цифрового художника, обеспечивающего инновационную эволюцию культуры нашей страны и Планеты: «Познакомившись с кузнецовским фарфором, я осознала свой творческий диалог с двумя столетиями развития инновационных идей его основателя, выразившего ключевые традиции русского культурного бренда. Эта книга художника – приглашение к джем-сейшену взращивания инноваций из традиций. Мы все можем создавать прекрасную Россию цифровой эпохи, позволяющей всему океану мировых культур и богатству человеческих дарований соединиться в жизнетворчестве Земли».
Опираясь на идеи эволюции от традиций к инновациям на благо всей биосферы Наталья формирует культурный бренд России как инновационную социокультурную мифологему на базе критического анализа и творческого синтеза образов творческого, созидательного прогресса человеческой заботы о Планете. Зигмунд Фрейд писал, что социальные иллюзии отражают самые сильные желания человечества, а бренды, как известно, символизируют «обещание реализации желаемых переживаний».
Именно поэтому Наталья строит свою модель культурного брендинга на базе глобально ответственного эко-социального управления (ESG) развитием людей, организаций и территорий: «Я ращу свои чудесные инновации из мировых традиций на благо всех живых существ. И с помощью своей книги приглашаю вас пройти путь трансформации, ведущий Россию и Планету из абсурдного к общеизвестному через состояние инсайта «в этом что-то есть», о котором говорил Резерфорд. А поскольку творчество остается тайной, в конце этой книги я предлагаю сопровождение в развитии культурных брендов для вас, ваших организаций, городов и всех территорий Планеты в своей Мастерской «Белый лебедь». Вместе мы разовьем свое творческое «чудачество» в глобальное волшебство устойчивого развития Земли в цифровую эпоху. В путь!»
Я считаю, что цель художественного манифеста московской художницы достигнута: в своей книге Наталья Гарбер созидательно раскрыла душу России – от многовековых традиций к глобальным инновациям цифровой эпохи. 
Алина Королева, кандидат культурологии, доцент кафедры философии им. А. Ф. Шишкина МГИМО МИД России, шеф-редактор журнала «Концепт: философия, религия, культура», индивидуальный член ICOM

Наталья Гарбер многосторонний человек - поэт, писатель, художник, автор множества статей и методик творческого обучения, куратор и лектор различных проектов и симпозиумов, имеющая в своём арсенале дипломы европейских институций. В общем, личность неординарная, активная и стремящаяся к созидательному преобразованию себя и мира. Остановлюсь на одной из ипостасей Натальи - художественном творчестве. Она работает в жанре рисунка, акварели и смешанных техник с 1980-х годов, причем в творчестве художницы можно вычленить два вида мышления. Первый своей трактовкой формы и пространства, а также передачей планов бытия больше характерен для европейского искусства. Второй следует из серьезного увлечения Натальей традиционной китайской живописью смыслов (се-и), преимущественно в жанрах пейзажа с цветами, птицами и животными. Художница нередко совмещает свою живопись с каллиграфией и поэзией, играя с пятью первоэлементами - деревом, огнем, землей, водой и металлом. Глубоко изучая восточную философию и культуру разных народов, Наталья Гарбер смело вводит их богатства в обиход современного видения мира и творчески трансформирует этот опыт в своей графике и живописи. Ее умения и плоды творчества дают возможность раскрыться личностям зрителей и дарят им гармонию и красоту природы и человека.
Леонид Феодор, заслуженный художник РФ, руководитель секции синтеза искусств «Тетра-Арт» Творческого союза художников России, академик Российской Академии Народного Искусства, лауреат Пушкинской медали «Ревнитель просвещения» 2016, Золотой медали Российской академии художеств 2018 и Российской премии искусства книги 2018, создатель Музеи Русской Культуры и автор арт-проекта культурного сотрудничества «Мост»

С первой встречи чувствовалось ощущение мощного энергетического заряда, движение, желание разобраться, понять, выявить и осознать.
Стали анализировать произведения Великих. Почему так названо? Почему так скомпоновано? Что хотел сказать автор? Где в этом он, где зритель вообще, а где я? Искали средства выразительности: за счет чего картина «цепляет»? Самое сложное – встать на место автора и почувствовать то же, что и он. И если это получится – видишь истину.
Дошли до собственных работ. Провели схожий анализ. Сам стал смотреть на свои труды по-другому. Четко обозначил свои приоритеты, выстроил иерархию целей, понял, ради чего писал. Далее… выстроили работы в определенную последовательность, нашли взаимосвязь и развитие, движение героя по картинам всей выставки. Невероятным образом возникли новые темы, новые смыслы.
Произведение с названием несет более глубокую суть, название дает направление мысли, показывая зрителю, на что можно смотреть и как думать. Важно, что один смотрит глазами другого. Взаимосвязь разных по восприятию реальности людей дает свои плоды. Это помогает разобраться в себе, извлечь ту истину, которая явилась первопричиной рождения произведения. Анализ фактов помогает разобраться в средствах выразительности, которые формируют индивидуальность автора и его работ.
Евгений Ячный, в годы этих экспериментов студент, а ныне преподаватель факультета живописи СПб Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, лауреат премии «Юные дарования 2010» Правительства Санкт-Петербурга и Премии-2012 выставки Союза Художников Санкт-Петербурга “Молодость Петербурга. Начало”, участник «Школы малой прозы и поэзии» Натальи Гарбер в Пушкинских горах и СПб, 2012\2013

Занятия писательской школы помогают научиться мыслить композиционно, переходить от фактов и конкретики к образам и знакам. Литературные опыты развивают в художнике композиционное мышление, которое в живописи, как и в литературе, является вершиной.
Моя книга художника «Святогорье» - это истории, связанные между собой местом. Мне хотелось отобразить созерцание на разных уровнях. Первая серия называется «Ностальгия». Это набор наиболее ярких зрительных впечатлений лирического героя, в детстве побывавшего в этих местах. Вторая группа картин, «Деревня Старого Вяза», позволяет увидеть в обыденном глубокое. А третья серия, «Полдень», посвящена историческому прошлому. В ней показана гармония человека и природы. Люди и вещи здесь нужны друг другу. Поэтическое начало природы вливается в человека и наполняет его. Третья глава моего рассказа – “Жизнь вещей”, напротив, передает мир предметов человека, отошедшего от своего начала, стремящегося заключить природу в рамки своего узкого понимания. Этот мир сменяет новый образ: это одна картина - стул предка Пушкина, Ганнибала. В нем природное и человеческое объединяется в одно целое. Предмет становится знаком. Эта работа связывает воедино темы двух предыдущих глав.
Заключительная глава моей книги называется «Возвращение». Она посвящена обратному пути нашего современника к своим корням. Попытка вновь обрести связь с природным началом приводит лирического героя обратно в Святогорье. Человек стремится снова обрести гармонию, вернувшись к земле. Возможно, это достижимо, но не так, как у наших предков. Нам нужно сменить свою позицию на взгляд художника, для которого каждая часть мира гармонично существует среди других – и стать частицей мира, а не его завоевателями.
Полина Раева, выпускница графического факультета СПб Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, член СПб Федерации альпинизма, скалолазания и ледолазания; интересуется итальянским и русским возрождением, искусством США и Мексики, ее работы хранятся в частных коллекциях России и Японии; участник международных выставок в Москве и СПб, Литве и Японии; участник «Школы малой прозы и поэзии» Натальи Гарбер для художников в Пушкинских горах, 2012

Всего за один литературный интенсив Наталья вывела наши искореженные души из тьмы в свет. Помогая детям и взрослым совершенствовать свои произведения, она показала, что поэзия - это не легкая работа, а кропотливый творческий труд по превращению алмаза в бриллиант. Соединение психотерапии и творчества помогло нам разобраться в себе, выразить себя через слово, оставаясь в контакте с людьми.
Преподаватель добилась, чтобы все способные участники довели свои шедевры до завершения. Это позволило нам испытать чувство творческой состоятельности, «я могу». В течение шести часов Наталья находила к каждому индивидуальный подход. Выслушивая и принимая точку зрения каждого автора, она смогла органично вывести нас на новый уровень творчества. Все занятие было проникнуто экспрессией и доброжелательностью, которые позволили детям и взрослым быстро начать писать и достичь высоких творческих результатов.
Сила творческого блаженства в работе с ребенком – в резонансе душ и совместном «пребывании в общении». Воссоздавая на следующий год на сцене театрального фестиваля «ЛИК» пушкиногорские истории Натальи Гарбер, мои подростки-студийцы воплотили творческий дух этих мест – и стали частью никогда не перестающей любви, для которой нет ни больших, ни малых. Новеллы Натальи помогают детям найти свое место в прекрасном и глубоком взрослом мире. Сквозь волшебство ее поэтических историй они узнают высокие тайны гармонии личного счастья и любви к отечеству. И весной заглядывают мне в глаза, спрашивая: мы ведь поедем летом в Пушкинские горы, правда?
Екатерина Громакова, театральный педагог, руководитель лидерского клуба «Три кита» (СПб) участник «Школа малой прозы и поэзии» Натальи Гарбер в Музее-заповеднике А. С. Пушкина “Михайловское”; поставила в течение года и представила детский спектакль по серии стихотворений Натальи Гарбер "Центр мира" на Международном писательском форуме 2013 и театральном фестивале "ЛИК 2013" в Пушкинских горах

Мне очень нравится учиться, и я многому научилась у вас. Наша ассоциация «АртПуть» сейчас выиграла Президентский грант на продвижение молодых художников Башкирии. И общаясь с Вами в Москве, я структурировала все свои мысли о будущем и поняла, как двигать в мир креативные проекты. Меня потрясла простота идеи сделать листинг значимых компаний нашей республики, которые были бы заинтересованы в продвижении своего бренда по республике, СНГ и миру с помощью нашего Творческого объединения. Вообще Вы сгенерировали так много идей, что мне надо еще подумать о них, дать время выстроенным планам отлежаться в новом контексте. Зато у меня возникло стопроцентное ощущение перспектив. Я поняла, как показывать свой регион всему миру как пример межэтнического и межконфессионального содружества, как привлекать диаспору к развитию республики, как сделать творческих людей амбассадорами бренда. А Ваша идея представления Башкортостана в наших проектах как «Европейской Азии» все интегрировала, спасибо!
Виктория Самарина, председатель Творческой ассоциации мастеров современного искусства «АртПуть» (Уфа), член Ассоциации искусствоведов, куратор проекта «Китай глазами российских художников» и Башкирского арт-конкурса «Моя малая родина»; художник, чьи работы находятся в коллекциях России, Сербии, Франции, Германии, Израиля и Китая, призер арт-симпозиума «Индустриальный парк масляной живописи» (Шанйоу. Китай, 2018); участница мастер-класса Натальи Гарбер «Гений 21 века: сценарий успеха для настоящего художника» на Российской неделе искусств 2019

Чтобы материковая глина превратилась в пластичный материал для работы – ее надо очистить от примесей и основательно перемять. Нечто похожее происходит, когда начинаешь записывать свои истории. Я давно рассказывала сказки и случаи, но в общении с любезнейшей Натальей обнаружила сквозную тему – это «Тайна творчества». Наталья спровоцировала цикл моих автобиографических новелл, помогла наметить его композицию и объединяющую структуру. В результате наших встреч у меня сработал механизм длинной чувственной памяти, захотелось сохранить в письменной форме интонацию своих рассказов. Я начала нарабатывать опыт письменной фиксации, растить «древо произведения». Относя себя к фаталистам с обостренным слухом к голосу судьбы, я думаю теперь, что вправду пришло время придать моим рассказам-этюдам и новеллам-почеркушкам точеные формы. Любое произведение уже существует, надо только точно угадать время его рождения. Сосредоточиться, не форсируя событий, не теряя ощущений и деталей, - и записать.
Арина Даур, художник-иллюстратор, член СХ Санкт-Петербурга; работы находятся в собраниях Франции, США, Финляндии, а выставки проходили в Японии, Латвии, Канаде и Франции (в Совете Европы); основательница и ведущий педагог СПб общества мастеров каллиграфии, монотипии и силуэта, организатор Международного фестиваля монотипии «Поэзия изображения» (Москва-Хельсинки-СПб); клиент индивидуального курса трансформационного сторителлинга Натальи Гарбер в Пушкинских горах, 2013

Я писала свою книгу об эко-менеджменте «Набирая высоту» в формате записок на комоде года три. И когда материала стало слишком много, захотела свести его в системную работу, полезную для людей. Собрать целостный труд по итогам 30-летней практики с подводками к главной идее самостоятельно оказалось сложно. При попытке высказаться обо всем накопленном за жизнь опыте у меня возникал приступ перфекционизма, саботаж и прокрастинация - «а может потом». Я три раза меняла акценты, аудиторию, структуру… и раза четыре хотела оставить затею, потому что книга все время распадалась.
Наконец, устав биться с собой, я нашла Наталью Гарбер. Она начала с того, что встряхнула меня, а потом вернула и поддерживала наш общий боевой заряд до конца работы. У моего литературного коуча и креативного редактора помимо 12 собственных книг для разных издательств, обширного редакционного опыта, практики обучения сторителлингу и авторского учебника писательства, обнаружился настрой писать книги в удовольствие, который меня сильно приободрил. «Мы делаем нужное дело, я расскажу, как будем идти к цели» - с этой фразы Натальи начался наш путь создания книги. И я смогла опереться на её опыт редактора и человека, который понимает сложности родовых мук писателя. По ходу работы Наталья разъясняла мне сложности и пути прохождения этапов, так что я понимала, что всё идёт нормально. И да здравствуют гифки с весёлыми персонажами, которые она слала в мой Telegram на каждом этапе сомнений.
Трёхфазовый подход к редактуре книги научил меня распределять силы в работе над ней. Сначала Наталья из облака моей информации сваяла «фигуру» книги, потом помогла скорректировать ее контур для целевой аудитории, а затем в нашей работе появились цветные акценты и общая композиция. Пока на первой фазе работали с очисткой «руды» моих записок, я поняла, что держаться нужно именно за смыслы, а не за свои гениальные формулировки. Мне понравилась аналогия текста с телом человека, и увеличение плотности и динамики контента с прорастанием смысла для читателей на первой фазе. После второй правки по структуре, когда я увидела землю на горизонте океана труда, мне стало гораздо легче. Теперь это от работы с книгой стала появляться радость.
В итоге Наталья объединила мои практические смыслы в ёмкие цитаты для системной подачи и добавила личные бизнес-знания и источники в работу, и книга сложилась воедино. У меня еще много нерассказанных идей, так что следующую книгу я бы хотела сразу писать в сопровождении, чтобы с самого начала легко создавать живые и стройные образы.
Марина Омельченко, директор по стратегическому маркетингу 10 отраслей FMCG; продвигала 20+ брендов международных гигантов FAZER, Leko Style, Leipurin и других в 7 из 9 округов России, автор 400+ идей развития новых продуктов и 9 федеральных акций, охвативших 15 городов-миллионников РФ, ведет стратегические проекты класса А; автор книги об эко-менеджменте «Набирая высоту», выходящую в ИД «Питер» в 2023 году.

В рамках одной программы я увидела как минимум четыре тренинга по управлению изменениями. Один курс подтягивает за собой другой, получается очень хорошо: ты сразу ищешь ту область, в которой ты можешь произвести перемены. Иногда оказывается, что у тебя есть все для перемен, но ты не задумывался, как это применить. А после тренинга стратегия действий становится ясна. Я для себя определила конкретные шаги и действия на новой руководящей позиции. Раньше у меня было много идей, но сумбурных: хорошо бы то, и это тоже надо. А на тренинге мы разложили все по полочкам. Я поняла, как пройти все этапы пошагово и сложить в единый сценарий. Теперь я не стану ждать, что произойдет. Я знаю, "как оседлать цунами": по пунктам расписала программу действий и понимаю, куда и как мне двигаться. Возникло ощущение, что я справлюсь.
Анна Щербакова, начальник отдела трейд-маркетинга «ЭКСМО», издательства №1 в России (занимает 20% российского книжного рынка)

Благодаря новым средствам решения задач, предложенным тренером нашему Аналитическому центру, мои сотрудники получили мощный стимул к размышлению и развитию. Участники высоко оценили проведенный самоанализ, типизацию проблем и работу над образом будущего позитивного результата. В рамках case study сотрудники системно решили актуальные задачи и существенно приблизили свои творческие планы к реальности. Участники сформировали единое видение происходящих процессов, нашли свое место и перспективы в них. Представленные тренером техники коммуникации и развития творческих проектов были крайне полезными: люди взглянули со стороны на мировоззрение друг друга и освоили новые способы совместного развития. Многие участники отмечали: увеличилось чувство уверенности в себе, возник оптимизм по поводу решения наболевших проблем. Люди убедились в возможности достижения поставленных целей, благо тренинг послужил хорошей интеллектуальной и эмоциональной встряской, повысив креативность их мышления и мотивацию к успеху.
Виктор Коломиец, доктор социологических наук, академик Российской академии рекламы и Академии Российского телевидения, руководитель Аналитического центра компании Video International, крупнейшего в России и Восточной Европе оператора медиарекламного рынка, 2004

Ваши тренинги, Наталья, обеспечили творческое решение вопросов обучения наших ведущих сотрудников в момент активного роста и изменения компании. Тренинги дали возможность новым и опытным сотрудникам ближе познакомиться друг с другом в непринужденной обстановке, опробовать новые формы взаимодействия. Сотрудники получили новые знания в следующих областях:
o диагностика типов компаний и организаций,
o преимущества и технологии создания выдающихся компаний
o методики и навыки ведения переговоров
o методы выявления конфликтных ситуаций и способы выхода из них
o технология процесса продаж,
o способы мотивации при заключении сделок и методы управления клиентом.
Участники тренингов по новому корпоративному стандарту коммуникации обнаружили, насколько разительно отличаются правила ведения проектов в различных департаментах, согласовали представления о процедурах, - и апробировали в деловых играх новые методы работы в команде.
Борис Бобровников, основатель и генеральный директор компании «КРОК», №1 в России по созданию ИТ-инфраструктур; лучший руководитель в ИТ 2019 года в рейтингах Ассоциации менеджеров России и «1000 лучших менеджеров России» ИД «Коммерсант»

Консалтинговая группа "Пруденс" благодарит за интересный и актуальный тренинг для своих ведущих сотрудников. Участники тренинга получили новый взгляд на структуру компании и свое место в ней, систематизировали проблемы, четко сформулировали пути и методы развития подразделений и консалтинговой группы в целом. По результатам тренинга его участники отметили новый уровень понимания ресурсов, которые дает грамотная интеграция разнообразных мнений и индивидуальностей в команде при принятии решений. Старожилы компании по-новому осознали свое место в компании, увидели новый личностный и карьерный потенциал. Сотрудники, которые недавно работают в компании, обнаружили свою солидарность с ее стратегией и стилем, целями и обновляющейся моделью развития. Наибольшую ценность для группы в целом имела деловая игра по принятию решений и факторный анализ командных задач, а также работа над систематизацией обновляющейся картины мира нашей компании в момент ее активного развития.
Из официального отзыва консалтинговой группы «Пруденс» (Украина) - члена Европейской Бизнес Ассоциации, лауреата премии ЕвроМаркет за крупные достижения в сфере бизнеса и высокое качество услуг, присждаемой Европейским Центром по Исследованию Рынка (Брюссель)

В пандемию, когда многие задачи невозможно решить привычным образом, у нашего Благотворительного фонда «Цвет жизни» был запрос освежить и подать наш бренд иначе и профессиональнее, ибо нам изнутри сложно по-новому рассмотреть ценности и сильные стороны - замылился взгляд.
Этот запрос вами выполнен сполна - и даже больше. Вы показали нам новые пути, не только на языке организационных и маркетинговых решений, но и на языке новых вдохновляющих историй, сочетающих и знакомые образы из нашей собственной жизни, и песню Стинга «Fragile», и пушкинский шедевр «Все, все, что гибелью грозит,\ Для сердца смертного таит \ Неизъяснимы наслажденья — \ Бессмертья, может быть, залог! \ И счастлив тот, кто средь волненья \ Их обретать и ведать мог».
С вашей помощью мы на новом психологическом, творческом и социальном уровне увидели себя со стороны, что очень ценно. Вы подарили нам профессиональные приемы, интересное изложение и представление наших возможностей в наступившие сложные времена. Мы будем использовать предоставленные Вами инструменты в нашей деятельности. Это мотивирует и вооружит наших сотрудников и волонтеров для преодоления внутренних и внешних трудностей и взаимной поддержки в глобальный кризис 2020, сделавший нас всех хрупкими и особенными.
Теперь мы знаем, как сейчас обретать обещанное Пушкиным счастье средь волненья, принося все цвета радуги в свои собственные жизни и в жизнь детей, семей, волонтеров и спонсоров нашего фонда.
Наталья Теплинская, координатор волонтеров и куратор проекта «Копилка опыта» Благотворительного фонда «Цвет жизни»; клиент pro bono проекта антикризисного рестратегирования Натальи Гарбер в разгар пандемии в Москве, в апреле 2020

Наталья Гарбер дала мастер-класс «10 секретов малой прозы и поэзии» в моей Мастерской «Ведущий телевизионных и радиопрограмм» Высшей Школы Кино и Телевидения. Наталья отлично держит журналистскую аудиторию, предлагая «свойский разговор» на короткой дистанции. Она быстро и ярко дает концентрированный поток информации, наполненный конкретными советами, примерами и техниками создания и написания историй. Владея разнообразным опытом в области журналистики, писательства и психологии, Наталья глубоко, широко и непредсказуемо демонстрирует процесс создания сюжетов, порой из минимальной стартовой информации, «из ничего». На нашем семинаре Наталья вместе со студентами придумала и вывела к красивому финалу зажигательную историю, отталкиваясь лишь от имени и краткого описания героя, данного ей из зала. Порой Наталья работает с вопросами аудитории как фокусник-импровизатор, так что не сразу понятны секреты ее искусства, но интерес к созданию историй безусловно возникает: у моих студентов загорелись глаза. Работа Натальи при всей ее артистичности дает ощущение, что в деле создателя историй есть технологии. Эти технологии требуют, конечно, времени для их практического освоения. Кроме того, Наталья, говоря об искусстве создания и написания историй, поднимает беседу до уровня высоких смыслов жизни, поэтому на ее семинарах не только новички, но и профессионалы масс-медиа могут обрести новые решения и идеи для своей профессиональной работы.
Фекла Толстая, ведущая телепрограмм на каналах «Культура», «НТВ», «Россия 1», «Первый канал», радиоведущая «Серебряного дождя» и «Маяка»; преподаватель МИТРО

Методика и программы Натальи Гарбер отличаются системностью, креативностью, универсальностью, современным подходом к обучению и доступностью для широкого круга желающих совершенствовать свои навыки писательства, развития и продвижения. Я знаю Наталью Гарбер с 1998 года по ее исследованиям творчества. За прошедшие годы Наталья сформировала авторскую систему развития творческого потенциала, вела ряд авторских программ творческого развития для широкого круга частных лиц и организаций, получила массу положительных отзывов. Ее ученики и клиенты отмечают высокий уровень поддержки и внимания, точность предлагаемых решений и умение управлять переменами в сложных условиях, заразительное вдохновение и системность результатов. Успеху образовательных и просветительских проектов Натальи способствует и то, что она сама постоянно учится. Зная страсть Натальи к творческому развитию людей, я уверенно желаю ей удачи!
Кирилл Разлогов (1946-2021), доктор искусствоведения, лектор творческих вузов и ведущий просветительских ТВ-программ, директор программ Московского международного кинофестиваля, директор НИИ культурологии РАН, Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, заслуженный деятель искусств РФ, Кавалер Ордена Франции «За заслуги в искусстве и литературе»

Это очень современная книга и по тематике, и по тому, как она написана. Пестрая смесь драматического и смешного, лирических стихотворений и почти научных заметок. За всем этим - сегодняшняя жизнь и, конечно, автор, отважно бросающийся в ее волны. Наталья Гарбер внимательна к людям. Она любит своих героев и хорошо понимает, как наши дни сотканы из воздушных надежд и преодоления естественной печали.
Евгений Сидоров, ведущий российский литературный критик, первый секретарь Союза Писателей Москвы, профессор Литературного института имени А. М. Горького, председатель международной премии "Москва-Пенне" (1996-по настоящее время), заслуженный деятель искусств Российской Федерации; министр культуры РФ (1992-1997), постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО в Париже (1998 —2002), член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (с 1992 по настоящее время); отзыв на 4 обложку романа-калейдоскопа Натальи Гарбер «Джем» (2010)

И вдруг среди нынешнего праздника живота появляется литератор, желающий поговорить с нами о самом Пушкине! Не как филолог, с литературоведческим апломбом, а как неравнодушный человек — о пушкинских ситуациях, интонациях, землях. Последним с нами так говорил, наверное, Синявский в своих «Прогулках»... Из каких же лоскутов соткан наш сегодняшний Пушкин? Мы пока помним, что Николай Васильевич оценил Александра Сергеевича как явление чрезвычайное, а Федор Михайлович добавил к оценке сей эпитет «пророческое». При этом мы и Хармса пока не забыли: «Однажды Гоголь переоделся Пушкиным...»
Но памяти такой маловато будет. Писатель Наталья Гарбер в своих незамысловатых заметках пытается настроить нас на волну поэта, подводит к природной сути гения и обозначает приметы неиссякаемой, пусть и потаенной духовной жизни народа. Так же, как, возрождая после войны Пушкиногорье, его труженик-директор Семен Степанович Гейченко отыскал в свое время место снесенной часовенки в еловом лесу сельца Михайловского...
А если обратить взоры в сторону от Пушкиногорья и увидеть, к примеру, как в далеком Кишиневе простые люди пытаются сберечь Пушкинский музей, или в сторону не менее далекого Лондона, где тихий английский филолог долгие годы переводит на английский язык «Евгения Онегина», чтобы показать своим соотечественникам все могущество пушкинского слога... Таких попыток в мире пока хватает. Ими и живы мировая словесность, красота линий и музыка переживаний.
Из редакционного предисловия к публикации трех новелл из книги Натальи Гарбер «Тайные истории Пушкинских гор», выбранной в качестве темы номера журнала «Юность», №11-2013

Комментарий: Семен Степанович Гейченко (1903–1993) — великий музейщик, с 1945 по 1993 год — директор заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области и неутомимый популяризатор пушкинского наследия. Восстановил Пушкинские горы из послевоенных руин и превратил их в место культурного паломничества всей российской интеллигенции

Я прочел Ваше письмо несколько раз – оно заставило меня серьезно задуматься. Это приятно, потому что большинство писем не производят такого эффекта!
Вы очевидно очень чувствительны, поэтому попали сразу в несколько целей. Да, я действительно несколько менее счастлив, чем 10 или 20 лет назад. В английском у нас есть ужасное выражение «метать бисер перед свиньями», и хотя я от природы не способен судить о других свысока, я чувствую, что все большая часть моей работы происходит впустую. Я генерирую хорошие идеи, которыми горжусь, но неспособен продвинуть их в мир.
У меня нет площадки, с которой люди могли бы услышать меня, нет власти и влияния, чтобы реализовать свои лучшие идеи, а сильные мира сего обычно обладают слишком слабым воображением и слишком нерешительны, чтобы воплотить их. Так что я не столько несчастен, сколько чувствую себя все более неспособным и фрустрированным. Сейчас мне 51 год, и я чувствую, что за время жизни во мне стало больше мудрости, понимания и доброты, но не влияния – и это дискомфортное ощущение…
Я собираюсь серьезно подумать о том, что вы сказали о поэзии. Я не уверен, что в точности понял вашу мысль, но идея поэтизации вызывает у меня положительный отклик как возможный путь к освобождению, к нахождению пути выхода из «науки» политической практики в «искусство» философии, поэзии, культуры и этики – какая прекрасная мысль. И, конечно, искусство воздействует на людей гораздо глубже, чем политика. Политика очень скучна и не возвышает душу. А между тем именно возвышение душ – своей и других – действительно мотивирует меня, если честно.
Спасибо за ваши мысли, которые были драгоценны. Я уверен, мы еще поговорим.
Саймон Анхольт, автор концепции национальных брендов, политический консультант 54 глав государств, автор всемирного рейтинга Good Country Index, запущенного после этого письма речью на TED-2014 (5+ млн просмотров), вместо рейтинга брендов стран, который был «лицом» Саймона 20 лет - пока он не дал мне интервью, после которого я предложила ему сделать единый инвестиционный и биосфероцентричный, а не эгоцентричный бренд для всех государств планеты; бывший креативный директор международного рекламного агентства McCann Erikson, автор книг «Places: Identity, Image and Reputation» и «Competitive Identity», главред журнала «Place Branding and Public Diplomacy», лауреат Nobels Colloquia Prize for Economics Leadership; из переписки после интервью Анхольта, данного Н. Гарбер на Московском Урбанистическом Форуме 2012

Примеры результатов креативной работы Натальи Гарбер с людьми и организациями включают:
• Олег Савцов, топ-менеджер РВК, после тренинга по корпоративным сайтам в 2000х, стартовал купонный портал «Биглион» и сделал 95 млн. рублей личного капитала к 2017 году;
• системный интегратор CROC за год после серии тренингов по новому корпоративному стандарту для продажников вышел с 184 на 237 млн. долларов оборота (+30%);
• холдинг «Северные ветры дистрибьюшен» (с креативным брендом «Пиво пит») после серии тренингов по креативному мышлению раскрутился за три года настолько, что продался Heineken за 560 млн. долларов;
• компания «Стройтех» сразу после тренинга по креативному брендингу и сложным продажам вышла на рынок Германии через выставку "DRUPA" в Дюссельдорфе;
• аудиторско-консалтинговая группа «Пруденс» (Украина) вскоре после тренинга по командообразованию получила премию ЕвроМаркет за крупные достижения в сфере бизнеса и обслуживания от Европейского Центра по Исследованию Рынка (Брюссель);
• медиа-гигант «Видео Интернешнл» после серии тренингов по творческой карьере и лидерству для его аналитического центра вышел на оборот в 1,5 млрд. долларов, подписал 5-летний контракт с «Первым каналом», создал совместное предприятие с Британией, через четыре года контролировал 66,7% рынка общенациональной рекламы РФ, а еще через четыре – достиг 3 млрд. долл. оборота;
• в 2010 Наталья тренировала лидерству молодого предпринимателя Андрея Хусида, лауреата премии «30 Under 30» проекта Russia Beyond Headlines «Российской газеты» в рамках бизнес-обучения высокотехнологичных стартаперов для превращения их в «единорогов» под эгидой Ris Ventures – в 2011 Андрей запустил компанию RealTimeBoard, которая в 2018 привлекла 25 млн. долларов и стала называться Miro (по имени известного французского абстракциониста), а в пандемию 2020 получила еще 50 млн. долларов от ICONIQ Capital и вышла на 9+ млн пользователей, включая Dell, Cisco, Salesforce, PwC, Netflix, Spotify, Twitter и других мировых гигантов. В ноябре 2020 Наталья свела свой опыт исследования потенциала Андрея и его компании в программной статье своей колонки устойчивого развития для компаний цифровой эпохи "Белый лебедь". В январе 2022 Miro привлек 400 млн. долларов инвестиций и был оценен в 17,5 млрд долларов, то есть стал единорогом "с 17,5 рогами :)".
Так что у Натальи Гарбер хорошая корреляция ее творческого и провидческого участия с дальнейшим успехом клиентов. Продолжение следует, ибо Планета зовет :).