войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • Москва и Московская область • художник, представитель галереи

Artist statement. Я голос ноосферы: смотрю на мир глазами биосферы, формируя ее посольство в интересах всех живых существ Планеты. Создаю искусство устойчивого развития, отвечающего красивыми решениями на сердечные вибрации Планеты. Синтезируя визуальную динамику традиций и поэзию цифрового прогресса, объединяю древний дух и виртуальную реальность ноосферы в медиапроектах о совершенстве Вселенной. Моя творческая стратегия – глобальные коллаборации на благо биосферы.

Авторский стиль
. Создала трансформационное научное искусство - инновационный подход к сознательному созданию и творческому применению искусства устойчивого развития для биосферо-центричного преобразования жизни людей, организаций и территорий. Пять взаимосвязанных художественных форматов охватывают весь спектр от реальности до виртуальности: фото-коллажи, живопись смыслов, цифровое искусство, произведения на базе искусственного интеллекта — и их «визуальное+поэтическое» представление. Приложения трансформационного научного искусства включают книги художников, арт-маркетинг, междисциплинарные проекты и глобальную культурную дипломатию, несущую Планете свободу высшего творческого порядка.

Сверхзадача.
24 февраля 2022 года я дала интервью о своей арт-стратегии для сингапурской блокчейн-платформы Fenix360, продвигающей независимых художников на глобальную аудиторию. И мы сошлись с интервьюером, оператором фильма «Парк Юрского периода», в необходимости творчески строить будущее Земли, превышая любые внутривидовые конфликты Homo Sapience на благо биосферы - и всех ее живых существ.


Transformational science art биография.
Выпускница механико-математического факультета МГУ, Художественной лаборатории новых медиа, Института психотерапии и клинической психологии, Высших литературных курсов и Global Diplomatic Forum. Наследница русских аристократов и еврейских беженцев из Бессарабии. Рисую с двух лет, развиваю высокий дух российского нон-конформизма работами, синтезирующими слово и изображение на базе научной и межрелигиозной практики. С 1990-х мой Музей картин и стихов, размещенный на портале Российской сети культурного наследия "Музеи России", вошел в базу The art stand, объединявшую художников 85 стран под лозунгом "давать сообществам силу через искусство", включая медиаобразование для 2 млн людей с ОВЗ.  Защитила первую диссертацию по обучению компьютерной анимации в России (медиаобразование), лауреат  премии Европейской академии наук в сфере гуманитарных наук за книгу «Виртуальная реальность для начинающих». Стажировалась по трансформационной дипломатии на ВВС (Лондон), по EdTech в Aharon Ofri International Center (Иерусалим) и по работе с Интернет-сообществами в Центральном Европейском Университете (Будапешт). Член сектора синтеза искусств Творческого союза художников России с 750+ работами, амбассадор бренда шведского приложения для интеграции искусства в виртуальные интерьеры InsituArtRoom и амбассадор мира Institute of economics & peace (Сидней-Нью-Йорк-Брюссель-Хараре-Мехико-Гаага).

Развиваю цифровое искусство смыслов. Участница Международного фотоконкурса "Русская цивилизация", Общероссийского фотоконкурса о жизни инвалидов «Без барьеров», Международного фотоконкурса "LensCulture", Глобального конкурса постеров «Global Citizenship». Лауреат Special Prize 2020 международного конкурса японского арт приложения MellowApp, дарящего радость, расслабление и вдохновение жителям 170+ стран планеты (серия работ выбрана из 13 000 претендентов). В 2021 вошла во второй тур международного фотоконкурса International Photography Award "Humanity" арабского шейха Hamdan bin Mohammed. Картина “Archangel Mikhail” получила Special Recognition Prize на онлайн-выставке “Primary Colors 2021" галереи Light Space & Time Online Art Gallery (США, 145 финалистов  отобраны из 627 заявок из 24 стран). Диптих "Princess Frog & Archangel Mikhail" вошел в номер Identity "Boomer art mag" (London, декабрь 2021, участники из 30+ стран) с Фридой Кало на обложке. Я участвовала в Virtual Community Art Show "I HeArt Connection”, организованном the Art Therapy Institute (USA, февраль-март 2022, участники из 20 стран). В октябре-декабре 2022 тетраптих моих цифровых работ об управлении Планетой принял участие в V международном фестивале научного искусства "Connect" (Южная Корея) ИТ-корпорации Bitglim, выводящей цифровое искусство на экраны отелей, улиц и аэропортов. В феврале-марте 2023 моя арт-серия и программное стихотворение участвовали в онлайн выставке греческой галереи Pocket Stars по мотивам "Одиссеи" Гомера.

В 2023 я собрала арт-проекты в Мастерскую культурных брендов и выпустила книгу искусства устойчивого развития жизни на Земле "Культурный бренд "Россия" для инноваторов цифровой эпохи". Стала спикером Российской академии художеств по вопросам арт-брендинга городов России. Сделала апгрейд Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» уровнем гения места (genius loci), создав AI art модель устойчивого развития стран. Представила ее первый кейс в формате онлайн-галереи "Бриколаж "Испания": единство природного и культурного наследия" по монографии испанистки МГИМО МИД России Алины Королевой. Создаю метаобразы голоса ноосферы на базе искусственного интеллекта. В день моих именин 8 сентября 2023 моя AI art серия "Голос ноосферы" была представлена стартапом exactly.ai в Shoreditch arts club (Лондон). В ноябре 2023 я вошла международное сообщество цифровых  художников HUG (130+ стран). Мой первый NFT "Посольство биосферы" был показан на Web3 выставке "Chromaflora: Nature & Technology" 11-17 декабря 2023 в Лиссабоне (Португалия). Моя серия AI art с ключевым проектом - арт коллаборацией с Institute of economics & peace "Мир это мост" ("Peace is a bridge") - представлены в февральском номере 2024 года журнала  GlobalArtTimes, распространяющего современное искусство по 10+ миллионам подписчиков Планеты. Социальный AI art "Крик гнева и скорби Планеты Земля" вошел в программу онлайн Фестиваля в защиту женщин от насилия "Женский крик" (Сан Паоло, Бразилия, март 2024), где я также участвовала в онлайн общении участниц (см. минуты 17:19 - 31:20). Мои вдохновители - Бесстрашная Тара (женская форма Будды и мое духовное имя :), да ВинчиВеласкес, Миро, Моцарт, Экзюпери, Пушкин, БулгаковВернадскийГагаринБрин.


Предыстория. В начале было слово. Закончила Высшие литературные курсы и сценарную мастерскую Школы Голливуда в Украине (по программе UCLA). Пишу малую прозу и поэзию, публиковалась в России, Германии, США, Израиле и Австралии. Лауреат литературных конкурсов «Заветному звуку внимая» Союза Писателей РФ и Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, «Звезды Внеземелья» Российской Космической Корпорации «Энергия», "Дорога к храму" Союза Писателей Израиля и журнала "Интерпоэзия". Моя книга "Тайные истории Пушкинских гор" включает новеллу «Настройщик гармоний» о культурной идентичности России цифровой эпохи, наследующей пушкинской традиции. Текст стал лауреатом международного мультимедиа-конкурса «Живое слово» усадьбы-музея "Болдино" и финалистом Межрегионального литературного конкурса «Вслед за путеводной звездой» Русского географического общества. В 2010-х вела школу писательства в Пушкинских горах и международный конкурс "Россия глазами поэтов" при Международном писательском форуме (Спб), с театральной постановкой серии моих стихотворений «Центр мира». Издала учебник "Как писать в XXI веке?" с главой о сторителлинге для художников. Для выхода на глобальный уровень написала фантастически-документальную новеллу об искусстве спасения Планеты "Космонавт", чья английская версия включена в Honorable Mention List международного конкурса New Millenium Writing Award (USA, 2018). Смотрю на мир глазами саламандры.

Развиваю творческое мышление проповедников цифровой эпохи.  Была экспертом Международного фестиваля компьютерной графики и анимации «Аниграф», работала PR менеджером 3D Web компании ParallelGraphics. Итоги представила в докладе "Первобытное киберсознание как средство расставания с собой" на конференции Electronic Imaging & the Visual Arts в Третьяковской Галерее. Тренировала творческое мышление и искусство управления изменениями сотрудников 150+ компаний, включая Croc (+30% годового оборота), Video international (вышел на оборот 1,5 млрд. долл. и СП с Британией), РБК (топ-менеджер сделал национальный стартап и 95 млн. р. личного капитала), Miro (основатель сделал глобальный стартап и привлек в него 50 млн долл), «Северные ветры» (раскрутил бренд «Пиво пит» и продался Heineken за 560 млн. долл.), «Стройтех» (вышел на рынок Германии через выставку "DRUPA"), IBS, 1С, Консультант+, МДМ-банк, ОМК, СУЭК, Волга-Днепр, ЭКСМО, Johnson&Johnson, British Petroleum, Honda и другие. Получила благодарность газеты "Ведомости" за российско-французский тренинг по out of box thinking. Автор книг "Творческие решения в бизнесе" и "Дао творческого карьериста" с новеллой-предисловием "Запах шиповника", посвященной Сергею Брину. В 2020 опубликовала science art колонку стратегий устойчивого развития "Белый лебедь", где спрогнозировала мировой кризис и дала сценарий выхода из него на базе глобальной кооперации цифровых креативных команд. Андрей Хусид, основатель Miro, внял моим идеям, и в январе 2022 привлек 400 млн. долл. инвестиций в свою компанию, которая была оценен в 17,5 млрд долл., то есть это "единорог с 17,5 рогами :)".

Как старший научный сотрудник НИИ культурологии РАН 20 лет я исследовала культурный бренд России цифровой эпохи и Санкт-Петербург как хедлайнера этого процесса. Вела сайт Virtual Russia, опубликовала 300+ статей, включая колонку о переходе от технических инноваций к социокультурным инвестициям и модель культурного бренда Евразии. Решаю дилемму Моцарта и Сальери (задачу интеграции алгебры и гармонии творчества) методами устойчивого развития и межрелигиозного диалога. Самое известное интервью "Детективное расследование сновидений" дала для Русской службы ВВС Севе Новгородцеву, кавалеру Ордена Британской Империи. Мои science art резиденции включали проекты "Estonian art retreat. Lahemaa National Park" (Эстония), "Faber-Castell art residence in Pereslavl-Zalessky" (Россия), "Jerusalem art+edtech residence. Sirens" (Израиль), "Budapest art+web residence. Bridges and castles" (Венгрия) и "Eurasian online art residence: The White Swan" (онлайн :). Как арт-терапевт сопровождала 200 беременностей в школе «Колыбель жизни» и ряд проектов вывода из психосоматики. Автор самоучителя «Секреты Царевны-Лягушки. Биосферная терапия для человека и человечества». В 2012 сделала интервью о национальном брендинге с политическим консультантом 50+ президентов Саймоном Анхольтом (Британия), после которого он по моей просьбе закрыл свой глобальный рейтинг брендов городов и стран, открыл Good Country Index, измеряющий инвестиции стран в развитие Планеты - и на сегодня получил 7,5+ млн просмотров своего выступления на TED. А я сдала экзамены курса "Открытие буддизма" в Фонде поддержи махаянской традиции, ушла за перевал и занялась созданием посольства биосферы, прикручивая к нему искусственный интеллект. Продолжение следует :).

Из отзывов на со-творчество:

Книга «Культурный бренд «Россия» для инноваторов цифровой эпохи» представляет собой манифест художницы Натальи Гарбер и раскрывает уникальную творческую «модель управления Вселенной с ее согласия» на базе высших человеческих ценностей в контексте современности. С позиций культурной дипломатии можно выделить три ключевые линии работы: устойчивое развитие, культурная динамика от традиций к инновациям и построение культурного бренда «России» цифрового века на базе этих подходов.
Европейскую цивилизацию до сих пор преследует дихотомия субъект/объект, заложенная философами эпохи Возрождения и Нового времени. Изначально субъектом признавался человек, тот, кто познает, а мир – это объект, то, что познается. Субъект – обычно мужчина, европеец и интеллектуал. Все, что не подходит под эти критерии означается как «другие», к чему относятся как к объекту. Весь Мир – это природа вещей, которую субъект изучает преимущественно естественнонаучными, а не мистическими методами - объект. Отсюда следует отношение к природе как к квазибесконечному ресурсу, приведшее к экологическим проблемам в XX веке.
В XXI веке субъектно-объектная парадигма усложняется, постмодернизм иронично ре-концептуализирует субъект - и мы получаем расцвет множества теорий рационального природопользования, постколониализма, расовых,гендерных и т.д. Отношение Homo Sapience к природе ведет к уничтожению окружающей среды, а в итоге и самого человечества, но в очень отдаленной перспективе, которая плохо воспринимается. Таким образом природа из объекта становится субъектом, и наделяется правами, которые присущи субъекту, которого нужно уважать. Происходит пересмотр картины мира.
На Первой международной конференции ООН по окружающей среде и развитию 1976 года было принято решение, что теоретической основой международной природоохранной политики должно стать разработанное В.И. Вернадским учение о биосфере и ноосфере. Идеи о влиянии человеческой деятельности на природные процессы, сформулированы в его незаконченной книге «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», над рукописью которой В.И. Вернадский работал в переломный момент Второй Мировой войны с 22 июля по 15 декабря 1944 г., а на русском языке работа была опубликована только в 1989 г.
С тех пор философия устойчивого развития – одна из главных областей экофилософии и экологической этики, провозглашающая ответственность человечества за сохранение биосферы и людей на Земле. Благополучие Планеты требует корректировки антропоцентрического подхода и согласования экологических, социальных, экономических и духовных систем в интересах всех нынешних и будущих поколений живых существ Земли. Наталья Гарбер вносит вклад в эту повестку своим биосфероцентрическим искусством с высокой ноты культурного прогресса, создавая искусство от лица "голоса ноосферы" .
Как художник может реализовать такой подход на практике? Механизмы культурной эволюции XXI в. проявляются в прорастании инноваций из традиций через раскрытие потенциала территорий их населением в контексте возможностей глобального океана культуры. Инновации - это эффективно внедрённые идеи, которые со временем обычно занимают своё место в символическом капитале культуры, обогащая традицию, из плодородной почвы которой растут новые инновации. Нередко на первом этапе внедрения инноваторы встречают непонимание и неприятие - им «сопротивляются» традиции, считая инноваторов «чудаками». Однако любые рациональные и иррациональные, локальные или глобальные традиции живут только через постоянное обновление. Поэтому культуры, отвергающие инновационные циклы, гибнут, а способные к обновлению становятся успешной частью национального и мирового культурного наследия.
Книга Натальи Гарбер выполнена в форме манифеста цифрового художника, обеспечивающего инновационную эволюцию культуры нашей страны и Планеты: «Познакомившись с кузнецовским фарфором, я осознала свой творческий диалог с двумя столетиями развития инновационных идей его основателя, выразившего ключевые традиции русского культурного бренда. Эта книга художника – приглашение к джем-сейшену взращивания инноваций из традиций. Мы все можем создавать прекрасную Россию цифровой эпохи, позволяющей всему океану мировых культур и богатству человеческих дарований соединиться в жизнетворчестве Земли».
Опираясь на идеи эволюции от традиций к инновациям на благо всей биосферы Наталья формирует культурный бренд России как инновационную социокультурную мифологему на базе критического анализа и творческого синтеза образов творческого, созидательного прогресса человеческой заботы о Планете. Зигмунд Фрейд писал, что социальные иллюзии отражают самые сильные желания человечества, а бренды, как известно, символизируют «обещание реализации желаемых переживаний».
Именно поэтому Наталья строит свою модель культурного брендинга на базе глобально ответственного эко-социального управления (ESG) развитием людей, организаций и территорий: «Я ращу свои чудесные инновации из мировых традиций на благо всех живых существ. И с помощью своей книги приглашаю вас пройти путь трансформации, ведущий Россию и Планету из абсурдного к общеизвестному через состояние инсайта «в этом что-то есть», о котором говорил Резерфорд. А поскольку творчество остается тайной, в конце этой книги я предлагаю сопровождение в развитии культурных брендов для вас, ваших организаций, городов и всех территорий Планеты в своей Мастерской «Белый лебедь». Вместе мы разовьем свое творческое «чудачество» в глобальное волшебство устойчивого развития Земли в цифровую эпоху. В путь!»
Я считаю, что цель художественного манифеста московской художницы достигнута: в своей книге Наталья Гарбер созидательно раскрыла душу России – от многовековых традиций к глобальным инновациям цифровой эпохи. 
Алина Королева, кандидат культурологии, доцент кафедры философии им. А. Ф. Шишкина МГИМО МИД России, шеф-редактор журнала «Концепт: философия, религия, культура», индивидуальный член ICOM

Наталья Гарбер многосторонний человек - поэт, писатель, художник, автор множества статей и методик творческого обучения, куратор и лектор различных проектов и симпозиумов, имеющая в своём арсенале дипломы европейских институций. В общем, личность неординарная, активная и стремящаяся к созидательному преобразованию себя и мира. Остановлюсь на одной из ипостасей Натальи - художественном творчестве. Она работает в жанре рисунка, акварели и смешанных техник с 1980-х годов, причем в творчестве художницы можно вычленить два вида мышления. Первый своей трактовкой формы и пространства, а также передачей планов бытия больше характерен для европейского искусства. Второй следует из серьезного увлечения Натальей традиционной китайской живописью смыслов (се-и), преимущественно в жанрах пейзажа с цветами, птицами и животными. Художница нередко совмещает свою живопись с каллиграфией и поэзией, играя с пятью первоэлементами - деревом, огнем, землей, водой и металлом. Глубоко изучая восточную философию и культуру разных народов, Наталья Гарбер смело вводит их богатства в обиход современного видения мира и творчески трансформирует этот опыт в своей графике и живописи. Ее умения и плоды творчества дают возможность раскрыться личностям зрителей и дарят им гармонию и красоту природы и человека.
Леонид Феодор, заслуженный художник РФ, руководитель секции синтеза искусств «Тетра-Арт» Творческого союза художников России, академик Российской Академии Народного Искусства, лауреат Пушкинской медали «Ревнитель просвещения» 2016, Золотой медали Российской академии художеств 2018 и Российской премии искусства книги 2018, создатель Музеи Русской Культуры и автор арт-проекта культурного сотрудничества «Мост»

С первой встречи чувствовалось ощущение мощного энергетического заряда, движение, желание разобраться, понять, выявить и осознать.
Стали анализировать произведения Великих. Почему так названо? Почему так скомпоновано? Что хотел сказать автор? Где в этом он, где зритель вообще, а где я? Искали средства выразительности: за счет чего картина «цепляет»? Самое сложное – встать на место автора и почувствовать то же, что и он. И если это получится – видишь истину.
Дошли до собственных работ. Провели схожий анализ. Сам стал смотреть на свои труды по-другому. Четко обозначил свои приоритеты, выстроил иерархию целей, понял, ради чего писал. Далее… выстроили работы в определенную последовательность, нашли взаимосвязь и развитие, движение героя по картинам всей выставки. Невероятным образом возникли новые темы, новые смыслы.
Произведение с названием несет более глубокую суть, название дает направление мысли, показывая зрителю, на что можно смотреть и как думать. Важно, что один смотрит глазами другого. Взаимосвязь разных по восприятию реальности людей дает свои плоды. Это помогает разобраться в себе, извлечь ту истину, которая явилась первопричиной рождения произведения. Анализ фактов помогает разобраться в средствах выразительности, которые формируют индивидуальность автора и его работ.
Евгений Ячный, в годы этих экспериментов студент, а ныне преподаватель факультета живописи СПб Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, лауреат премии «Юные дарования 2010» Правительства Санкт-Петербурга и Премии-2012 выставки Союза Художников Санкт-Петербурга “Молодость Петербурга. Начало”, участник «Школы малой прозы и поэзии» Натальи Гарбер в Пушкинских горах и СПб, 2012\2013

Занятия писательской школы помогают научиться мыслить композиционно, переходить от фактов и конкретики к образам и знакам. Литературные опыты развивают в художнике композиционное мышление, которое в живописи, как и в литературе, является вершиной.
Моя книга художника «Святогорье» - это истории, связанные между собой местом. Мне хотелось отобразить созерцание на разных уровнях. Первая серия называется «Ностальгия». Это набор наиболее ярких зрительных впечатлений лирического героя, в детстве побывавшего в этих местах. Вторая группа картин, «Деревня Старого Вяза», позволяет увидеть в обыденном глубокое. А третья серия, «Полдень», посвящена историческому прошлому. В ней показана гармония человека и природы. Люди и вещи здесь нужны друг другу. Поэтическое начало природы вливается в человека и наполняет его. Третья глава моего рассказа – “Жизнь вещей”, напротив, передает мир предметов человека, отошедшего от своего начала, стремящегося заключить природу в рамки своего узкого понимания. Этот мир сменяет новый образ: это одна картина - стул предка Пушкина, Ганнибала. В нем природное и человеческое объединяется в одно целое. Предмет становится знаком. Эта работа связывает воедино темы двух предыдущих глав.
Заключительная глава моей книги называется «Возвращение». Она посвящена обратному пути нашего современника к своим корням. Попытка вновь обрести связь с природным началом приводит лирического героя обратно в Святогорье. Человек стремится снова обрести гармонию, вернувшись к земле. Возможно, это достижимо, но не так, как у наших предков. Нам нужно сменить свою позицию на взгляд художника, для которого каждая часть мира гармонично существует среди других – и стать частицей мира, а не его завоевателями.
Полина Раева, выпускница графического факультета СПб Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, член СПб Федерации альпинизма, скалолазания и ледолазания; интересуется итальянским и русским возрождением, искусством США и Мексики, ее работы хранятся в частных коллекциях России и Японии; участник международных выставок в Москве и СПб, Литве и Японии; участник «Школы малой прозы и поэзии» Натальи Гарбер для художников в Пушкинских горах, 2012

Всего за один литературный интенсив Наталья вывела наши искореженные души из тьмы в свет. Помогая детям и взрослым совершенствовать свои произведения, она показала, что поэзия - это не легкая работа, а кропотливый творческий труд по превращению алмаза в бриллиант. Соединение психотерапии и творчества помогло нам разобраться в себе, выразить себя через слово, оставаясь в контакте с людьми.
Преподаватель добилась, чтобы все способные участники довели свои шедевры до завершения. Это позволило нам испытать чувство творческой состоятельности, «я могу». В течение шести часов Наталья находила к каждому индивидуальный подход. Выслушивая и принимая точку зрения каждого автора, она смогла органично вывести нас на новый уровень творчества. Все занятие было проникнуто экспрессией и доброжелательностью, которые позволили детям и взрослым быстро начать писать и достичь высоких творческих результатов.
Сила творческого блаженства в работе с ребенком – в резонансе душ и совместном «пребывании в общении». Воссоздавая на следующий год на сцене театрального фестиваля «ЛИК» пушкиногорские истории Натальи Гарбер, мои подростки-студийцы воплотили творческий дух этих мест – и стали частью никогда не перестающей любви, для которой нет ни больших, ни малых. Новеллы Натальи помогают детям найти свое место в прекрасном и глубоком взрослом мире. Сквозь волшебство ее поэтических историй они узнают высокие тайны гармонии личного счастья и любви к отечеству. И весной заглядывают мне в глаза, спрашивая: мы ведь поедем летом в Пушкинские горы, правда?
Екатерина Громакова, театральный педагог, руководитель лидерского клуба «Три кита» (СПб) участник «Школа малой прозы и поэзии» Натальи Гарбер в Музее-заповеднике А. С. Пушкина “Михайловское”; поставила в течение года и представила детский спектакль по серии стихотворений Натальи Гарбер "Центр мира" на Международном писательском форуме 2013 и театральном фестивале "ЛИК 2013" в Пушкинских горах

Мне очень нравится учиться, и я многому научилась у вас. Наша ассоциация «АртПуть» сейчас выиграла Президентский грант на продвижение молодых художников Башкирии. И общаясь с Вами в Москве, я структурировала все свои мысли о будущем и поняла, как двигать в мир креативные проекты. Меня потрясла простота идеи сделать листинг значимых компаний нашей республики, которые были бы заинтересованы в продвижении своего бренда по республике, СНГ и миру с помощью нашего Творческого объединения. Вообще Вы сгенерировали так много идей, что мне надо еще подумать о них, дать время выстроенным планам отлежаться в новом контексте. Зато у меня возникло стопроцентное ощущение перспектив. Я поняла, как показывать свой регион всему миру как пример межэтнического и межконфессионального содружества, как привлекать диаспору к развитию республики, как сделать творческих людей амбассадорами бренда. А Ваша идея представления Башкортостана в наших проектах как «Европейской Азии» все интегрировала, спасибо!
Виктория Самарина, председатель Творческой ассоциации мастеров современного искусства «АртПуть» (Уфа), член Ассоциации искусствоведов, куратор проекта «Китай глазами российских художников» и Башкирского арт-конкурса «Моя малая родина»; художник, чьи работы находятся в коллекциях России, Сербии, Франции, Германии, Израиля и Китая, призер арт-симпозиума «Индустриальный парк масляной живописи» (Шанйоу. Китай, 2018); участница мастер-класса Натальи Гарбер «Гений 21 века: сценарий успеха для настоящего художника» на Российской неделе искусств 2019

Чтобы материковая глина превратилась в пластичный материал для работы – ее надо очистить от примесей и основательно перемять. Нечто похожее происходит, когда начинаешь записывать свои истории. Я давно рассказывала сказки и случаи, но в общении с любезнейшей Натальей обнаружила сквозную тему – это «Тайна творчества». Наталья спровоцировала цикл моих автобиографических новелл, помогла наметить его композицию и объединяющую структуру. В результате наших встреч у меня сработал механизм длинной чувственной памяти, захотелось сохранить в письменной форме интонацию своих рассказов. Я начала нарабатывать опыт письменной фиксации, растить «древо произведения». Относя себя к фаталистам с обостренным слухом к голосу судьбы, я думаю теперь, что вправду пришло время придать моим рассказам-этюдам и новеллам-почеркушкам точеные формы. Любое произведение уже существует, надо только точно угадать время его рождения. Сосредоточиться, не форсируя событий, не теряя ощущений и деталей, - и записать.
Арина Даур, художник-иллюстратор, член СХ Санкт-Петербурга; работы находятся в собраниях Франции, США, Финляндии, а выставки проходили в Японии, Латвии, Канаде и Франции (в Совете Европы); основательница и ведущий педагог СПб общества мастеров каллиграфии, монотипии и силуэта, организатор Международного фестиваля монотипии «Поэзия изображения» (Москва-Хельсинки-СПб); клиент индивидуального курса трансформационного сторителлинга Натальи Гарбер в Пушкинских горах, 2013

Я писала свою книгу об эко-менеджменте «Набирая высоту» в формате записок на комоде года три. И когда материала стало слишком много, захотела свести его в системную работу, полезную для людей. Собрать целостный труд по итогам 30-летней практики с подводками к главной идее самостоятельно оказалось сложно. При попытке высказаться обо всем накопленном за жизнь опыте у меня возникал приступ перфекционизма, саботаж и прокрастинация - «а может потом». Я три раза меняла акценты, аудиторию, структуру… и раза четыре хотела оставить затею, потому что книга все время распадалась.
Наконец, устав биться с собой, я нашла Наталью Гарбер. Она начала с того, что встряхнула меня, а потом вернула и поддерживала наш общий боевой заряд до конца работы. У моего литературного коуча и креативного редактора помимо 12 собственных книг для разных издательств, обширного редакционного опыта, практики обучения сторителлингу и авторского учебника писательства, обнаружился настрой писать книги в удовольствие, который меня сильно приободрил. «Мы делаем нужное дело, я расскажу, как будем идти к цели» - с этой фразы Натальи начался наш путь создания книги. И я смогла опереться на её опыт редактора и человека, который понимает сложности родовых мук писателя. По ходу работы Наталья разъясняла мне сложности и пути прохождения этапов, так что я понимала, что всё идёт нормально. И да здравствуют гифки с весёлыми персонажами, которые она слала в мой Telegram на каждом этапе сомнений.
Трёхфазовый подход к редактуре книги научил меня распределять силы в работе над ней. Сначала Наталья из облака моей информации сваяла «фигуру» книги, потом помогла скорректировать ее контур для целевой аудитории, а затем в нашей работе появились цветные акценты и общая композиция. Пока на первой фазе работали с очисткой «руды» моих записок, я поняла, что держаться нужно именно за смыслы, а не за свои гениальные формулировки. Мне понравилась аналогия текста с телом человека, и увеличение плотности и динамики контента с прорастанием смысла для читателей на первой фазе. После второй правки по структуре, когда я увидела землю на горизонте океана труда, мне стало гораздо легче. Теперь это от работы с книгой стала появляться радость.
В итоге Наталья объединила мои практические смыслы в ёмкие цитаты для системной подачи и добавила личные бизнес-знания и источники в работу, и книга сложилась воедино. У меня еще много нерассказанных идей, так что следующую книгу я бы хотела сразу писать в сопровождении, чтобы с самого начала легко создавать живые и стройные образы.
Марина Омельченко, директор по стратегическому маркетингу 10 отраслей FMCG; продвигала 20+ брендов международных гигантов FAZER, Leko Style, Leipurin и других в 7 из 9 округов России, автор 400+ идей развития новых продуктов и 9 федеральных акций, охвативших 15 городов-миллионников РФ, ведет стратегические проекты класса А; автор книги об эко-менеджменте «Набирая высоту», выходящую в ИД «Питер» в 2023 году.

В рамках одной программы я увидела как минимум четыре тренинга по управлению изменениями. Один курс подтягивает за собой другой, получается очень хорошо: ты сразу ищешь ту область, в которой ты можешь произвести перемены. Иногда оказывается, что у тебя есть все для перемен, но ты не задумывался, как это применить. А после тренинга стратегия действий становится ясна. Я для себя определила конкретные шаги и действия на новой руководящей позиции. Раньше у меня было много идей, но сумбурных: хорошо бы то, и это тоже надо. А на тренинге мы разложили все по полочкам. Я поняла, как пройти все этапы пошагово и сложить в единый сценарий. Теперь я не стану ждать, что произойдет. Я знаю, "как оседлать цунами": по пунктам расписала программу действий и понимаю, куда и как мне двигаться. Возникло ощущение, что я справлюсь.
Анна Щербакова, начальник отдела трейд-маркетинга «ЭКСМО», издательства №1 в России (занимает 20% российского книжного рынка)

Благодаря новым средствам решения задач, предложенным тренером нашему Аналитическому центру, мои сотрудники получили мощный стимул к размышлению и развитию. Участники высоко оценили проведенный самоанализ, типизацию проблем и работу над образом будущего позитивного результата. В рамках case study сотрудники системно решили актуальные задачи и существенно приблизили свои творческие планы к реальности. Участники сформировали единое видение происходящих процессов, нашли свое место и перспективы в них. Представленные тренером техники коммуникации и развития творческих проектов были крайне полезными: люди взглянули со стороны на мировоззрение друг друга и освоили новые способы совместного развития. Многие участники отмечали: увеличилось чувство уверенности в себе, возник оптимизм по поводу решения наболевших проблем. Люди убедились в возможности достижения поставленных целей, благо тренинг послужил хорошей интеллектуальной и эмоциональной встряской, повысив креативность их мышления и мотивацию к успеху.
Виктор Коломиец, доктор социологических наук, академик Российской академии рекламы и Академии Российского телевидения, руководитель Аналитического центра компании Video International, крупнейшего в России и Восточной Европе оператора медиарекламного рынка, 2004

Ваши тренинги, Наталья, обеспечили творческое решение вопросов обучения наших ведущих сотрудников в момент активного роста и изменения компании. Тренинги дали возможность новым и опытным сотрудникам ближе познакомиться друг с другом в непринужденной обстановке, опробовать новые формы взаимодействия. Сотрудники получили новые знания в следующих областях:
o диагностика типов компаний и организаций,
o преимущества и технологии создания выдающихся компаний
o методики и навыки ведения переговоров
o методы выявления конфликтных ситуаций и способы выхода из них
o технология процесса продаж,
o способы мотивации при заключении сделок и методы управления клиентом.
Участники тренингов по новому корпоративному стандарту коммуникации обнаружили, насколько разительно отличаются правила ведения проектов в различных департаментах, согласовали представления о процедурах, - и апробировали в деловых играх новые методы работы в команде.
Борис Бобровников, основатель и генеральный директор компании «КРОК», №1 в России по созданию ИТ-инфраструктур; лучший руководитель в ИТ 2019 года в рейтингах Ассоциации менеджеров России и «1000 лучших менеджеров России» ИД «Коммерсант»

Консалтинговая группа "Пруденс" благодарит за интересный и актуальный тренинг для своих ведущих сотрудников. Участники тренинга получили новый взгляд на структуру компании и свое место в ней, систематизировали проблемы, четко сформулировали пути и методы развития подразделений и консалтинговой группы в целом. По результатам тренинга его участники отметили новый уровень понимания ресурсов, которые дает грамотная интеграция разнообразных мнений и индивидуальностей в команде при принятии решений. Старожилы компании по-новому осознали свое место в компании, увидели новый личностный и карьерный потенциал. Сотрудники, которые недавно работают в компании, обнаружили свою солидарность с ее стратегией и стилем, целями и обновляющейся моделью развития. Наибольшую ценность для группы в целом имела деловая игра по принятию решений и факторный анализ командных задач, а также работа над систематизацией обновляющейся картины мира нашей компании в момент ее активного развития.
Из официального отзыва консалтинговой группы «Пруденс» (Украина) - члена Европейской Бизнес Ассоциации, лауреата премии ЕвроМаркет за крупные достижения в сфере бизнеса и высокое качество услуг, присждаемой Европейским Центром по Исследованию Рынка (Брюссель)

В пандемию, когда многие задачи невозможно решить привычным образом, у нашего Благотворительного фонда «Цвет жизни» был запрос освежить и подать наш бренд иначе и профессиональнее, ибо нам изнутри сложно по-новому рассмотреть ценности и сильные стороны - замылился взгляд.
Этот запрос вами выполнен сполна - и даже больше. Вы показали нам новые пути, не только на языке организационных и маркетинговых решений, но и на языке новых вдохновляющих историй, сочетающих и знакомые образы из нашей собственной жизни, и песню Стинга «Fragile», и пушкинский шедевр «Все, все, что гибелью грозит,\ Для сердца смертного таит \ Неизъяснимы наслажденья — \ Бессмертья, может быть, залог! \ И счастлив тот, кто средь волненья \ Их обретать и ведать мог».
С вашей помощью мы на новом психологическом, творческом и социальном уровне увидели себя со стороны, что очень ценно. Вы подарили нам профессиональные приемы, интересное изложение и представление наших возможностей в наступившие сложные времена. Мы будем использовать предоставленные Вами инструменты в нашей деятельности. Это мотивирует и вооружит наших сотрудников и волонтеров для преодоления внутренних и внешних трудностей и взаимной поддержки в глобальный кризис 2020, сделавший нас всех хрупкими и особенными.
Теперь мы знаем, как сейчас обретать обещанное Пушкиным счастье средь волненья, принося все цвета радуги в свои собственные жизни и в жизнь детей, семей, волонтеров и спонсоров нашего фонда.
Наталья Теплинская, координатор волонтеров и куратор проекта «Копилка опыта» Благотворительного фонда «Цвет жизни»; клиент pro bono проекта антикризисного рестратегирования Натальи Гарбер в разгар пандемии в Москве, в апреле 2020

Наталья Гарбер дала мастер-класс «10 секретов малой прозы и поэзии» в моей Мастерской «Ведущий телевизионных и радиопрограмм» Высшей Школы Кино и Телевидения. Наталья отлично держит журналистскую аудиторию, предлагая «свойский разговор» на короткой дистанции. Она быстро и ярко дает концентрированный поток информации, наполненный конкретными советами, примерами и техниками создания и написания историй. Владея разнообразным опытом в области журналистики, писательства и психологии, Наталья глубоко, широко и непредсказуемо демонстрирует процесс создания сюжетов, порой из минимальной стартовой информации, «из ничего». На нашем семинаре Наталья вместе со студентами придумала и вывела к красивому финалу зажигательную историю, отталкиваясь лишь от имени и краткого описания героя, данного ей из зала. Порой Наталья работает с вопросами аудитории как фокусник-импровизатор, так что не сразу понятны секреты ее искусства, но интерес к созданию историй безусловно возникает: у моих студентов загорелись глаза. Работа Натальи при всей ее артистичности дает ощущение, что в деле создателя историй есть технологии. Эти технологии требуют, конечно, времени для их практического освоения. Кроме того, Наталья, говоря об искусстве создания и написания историй, поднимает беседу до уровня высоких смыслов жизни, поэтому на ее семинарах не только новички, но и профессионалы масс-медиа могут обрести новые решения и идеи для своей профессиональной работы.
Фекла Толстая, ведущая телепрограмм на каналах «Культура», «НТВ», «Россия 1», «Первый канал», радиоведущая «Серебряного дождя» и «Маяка»; преподаватель МИТРО

Методика и программы Натальи Гарбер отличаются системностью, креативностью, универсальностью, современным подходом к обучению и доступностью для широкого круга желающих совершенствовать свои навыки писательства, развития и продвижения. Я знаю Наталью Гарбер с 1998 года по ее исследованиям творчества. За прошедшие годы Наталья сформировала авторскую систему развития творческого потенциала, вела ряд авторских программ творческого развития для широкого круга частных лиц и организаций, получила массу положительных отзывов. Ее ученики и клиенты отмечают высокий уровень поддержки и внимания, точность предлагаемых решений и умение управлять переменами в сложных условиях, заразительное вдохновение и системность результатов. Успеху образовательных и просветительских проектов Натальи способствует и то, что она сама постоянно учится. Зная страсть Натальи к творческому развитию людей, я уверенно желаю ей удачи!
Кирилл Разлогов (1946-2021), доктор искусствоведения, лектор творческих вузов и ведущий просветительских ТВ-программ, директор программ Московского международного кинофестиваля, директор НИИ культурологии РАН, Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, заслуженный деятель искусств РФ, Кавалер Ордена Франции «За заслуги в искусстве и литературе»

Это очень современная книга и по тематике, и по тому, как она написана. Пестрая смесь драматического и смешного, лирических стихотворений и почти научных заметок. За всем этим - сегодняшняя жизнь и, конечно, автор, отважно бросающийся в ее волны. Наталья Гарбер внимательна к людям. Она любит своих героев и хорошо понимает, как наши дни сотканы из воздушных надежд и преодоления естественной печали.
Евгений Сидоров, ведущий российский литературный критик, первый секретарь Союза Писателей Москвы, профессор Литературного института имени А. М. Горького, председатель международной премии "Москва-Пенне" (1996-по настоящее время), заслуженный деятель искусств Российской Федерации; министр культуры РФ (1992-1997), постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО в Париже (1998 —2002), член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (с 1992 по настоящее время); отзыв на 4 обложку романа-калейдоскопа Натальи Гарбер «Джем» (2010)

И вдруг среди нынешнего праздника живота появляется литератор, желающий поговорить с нами о самом Пушкине! Не как филолог, с литературоведческим апломбом, а как неравнодушный человек — о пушкинских ситуациях, интонациях, землях. Последним с нами так говорил, наверное, Синявский в своих «Прогулках»... Из каких же лоскутов соткан наш сегодняшний Пушкин? Мы пока помним, что Николай Васильевич оценил Александра Сергеевича как явление чрезвычайное, а Федор Михайлович добавил к оценке сей эпитет «пророческое». При этом мы и Хармса пока не забыли: «Однажды Гоголь переоделся Пушкиным...»
Но памяти такой маловато будет. Писатель Наталья Гарбер в своих незамысловатых заметках пытается настроить нас на волну поэта, подводит к природной сути гения и обозначает приметы неиссякаемой, пусть и потаенной духовной жизни народа. Так же, как, возрождая после войны Пушкиногорье, его труженик-директор Семен Степанович Гейченко отыскал в свое время место снесенной часовенки в еловом лесу сельца Михайловского...
А если обратить взоры в сторону от Пушкиногорья и увидеть, к примеру, как в далеком Кишиневе простые люди пытаются сберечь Пушкинский музей, или в сторону не менее далекого Лондона, где тихий английский филолог долгие годы переводит на английский язык «Евгения Онегина», чтобы показать своим соотечественникам все могущество пушкинского слога... Таких попыток в мире пока хватает. Ими и живы мировая словесность, красота линий и музыка переживаний.
Из редакционного предисловия к публикации трех новелл из книги Натальи Гарбер «Тайные истории Пушкинских гор», выбранной в качестве темы номера журнала «Юность», №11-2013

Комментарий: Семен Степанович Гейченко (1903–1993) — великий музейщик, с 1945 по 1993 год — директор заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области и неутомимый популяризатор пушкинского наследия. Восстановил Пушкинские горы из послевоенных руин и превратил их в место культурного паломничества всей российской интеллигенции

Я прочел Ваше письмо несколько раз – оно заставило меня серьезно задуматься. Это приятно, потому что большинство писем не производят такого эффекта!
Вы очевидно очень чувствительны, поэтому попали сразу в несколько целей. Да, я действительно несколько менее счастлив, чем 10 или 20 лет назад. В английском у нас есть ужасное выражение «метать бисер перед свиньями», и хотя я от природы не способен судить о других свысока, я чувствую, что все большая часть моей работы происходит впустую. Я генерирую хорошие идеи, которыми горжусь, но неспособен продвинуть их в мир.
У меня нет площадки, с которой люди могли бы услышать меня, нет власти и влияния, чтобы реализовать свои лучшие идеи, а сильные мира сего обычно обладают слишком слабым воображением и слишком нерешительны, чтобы воплотить их. Так что я не столько несчастен, сколько чувствую себя все более неспособным и фрустрированным. Сейчас мне 51 год, и я чувствую, что за время жизни во мне стало больше мудрости, понимания и доброты, но не влияния – и это дискомфортное ощущение…
Я собираюсь серьезно подумать о том, что вы сказали о поэзии. Я не уверен, что в точности понял вашу мысль, но идея поэтизации вызывает у меня положительный отклик как возможный путь к освобождению, к нахождению пути выхода из «науки» политической практики в «искусство» философии, поэзии, культуры и этики – какая прекрасная мысль. И, конечно, искусство воздействует на людей гораздо глубже, чем политика. Политика очень скучна и не возвышает душу. А между тем именно возвышение душ – своей и других – действительно мотивирует меня, если честно.
Спасибо за ваши мысли, которые были драгоценны. Я уверен, мы еще поговорим.
Саймон Анхольт, автор концепции национальных брендов, политический консультант 54 глав государств, автор всемирного рейтинга Good Country Index, запущенного после этого письма речью на TED-2014 (5+ млн просмотров), вместо рейтинга брендов стран, который был «лицом» Саймона 20 лет - пока он не дал мне интервью, после которого я предложила ему сделать единый инвестиционный и биосфероцентричный, а не эгоцентричный бренд для всех государств планеты; бывший креативный директор международного рекламного агентства McCann Erikson, автор книг «Places: Identity, Image and Reputation» и «Competitive Identity», главред журнала «Place Branding and Public Diplomacy», лауреат Nobels Colloquia Prize for Economics Leadership; из переписки после интервью Анхольта, данного Н. Гарбер на Московском Урбанистическом Форуме 2012

Примеры результатов креативной работы Натальи Гарбер с людьми и организациями включают:
• Олег Савцов, топ-менеджер РВК, после тренинга по корпоративным сайтам в 2000х, стартовал купонный портал «Биглион» и сделал 95 млн. рублей личного капитала к 2017 году;
• системный интегратор CROC за год после серии тренингов по новому корпоративному стандарту для продажников вышел с 184 на 237 млн. долларов оборота (+30%);
• холдинг «Северные ветры дистрибьюшен» (с креативным брендом «Пиво пит») после серии тренингов по креативному мышлению раскрутился за три года настолько, что продался Heineken за 560 млн. долларов;
• компания «Стройтех» сразу после тренинга по креативному брендингу и сложным продажам вышла на рынок Германии через выставку "DRUPA" в Дюссельдорфе;
• аудиторско-консалтинговая группа «Пруденс» (Украина) вскоре после тренинга по командообразованию получила премию ЕвроМаркет за крупные достижения в сфере бизнеса и обслуживания от Европейского Центра по Исследованию Рынка (Брюссель);
• медиа-гигант «Видео Интернешнл» после серии тренингов по творческой карьере и лидерству для его аналитического центра вышел на оборот в 1,5 млрд. долларов, подписал 5-летний контракт с «Первым каналом», создал совместное предприятие с Британией, через четыре года контролировал 66,7% рынка общенациональной рекламы РФ, а еще через четыре – достиг 3 млрд. долл. оборота;
• в 2010 Наталья тренировала лидерству молодого предпринимателя Андрея Хусида, лауреата премии «30 Under 30» проекта Russia Beyond Headlines «Российской газеты» в рамках бизнес-обучения высокотехнологичных стартаперов для превращения их в «единорогов» под эгидой Ris Ventures – в 2011 Андрей запустил компанию RealTimeBoard, которая в 2018 привлекла 25 млн. долларов и стала называться Miro (по имени известного французского абстракциониста), а в пандемию 2020 получила еще 50 млн. долларов от ICONIQ Capital и вышла на 9+ млн пользователей, включая Dell, Cisco, Salesforce, PwC, Netflix, Spotify, Twitter и других мировых гигантов. В ноябре 2020 Наталья свела свой опыт исследования потенциала Андрея и его компании в программной статье своей колонки устойчивого развития для компаний цифровой эпохи "Белый лебедь". В январе 2022 Miro привлек 400 млн. долларов инвестиций и был оценен в 17,5 млрд долларов, то есть стал единорогом "с 17,5 рогами :)".
Так что у Натальи Гарбер хорошая корреляция ее творческого и провидческого участия с дальнейшим успехом клиентов. Продолжение следует, ибо Планета зовет :).


Перейти к биографии