войти
опубликовать

Дурды
Байрамов

1938−2014

Биография и информация

Дурды Байрамов родился 14 апреля 1938 года в городе Байрамалы, в бывшей республике Советского Союза Туркменской ССР. Оставшись в раннем возрасте без родителей, Дерди воспитывался в детском доме в городе Кызыл-Арват (ныне город Сердар). В 1954 году Байрамов поступил в Туркменское государственное художественное училище имени С. Руставели в Ашхабаде. Его учителя Г. Я. Брусенцов и А.А. Хаджиев сразу заметили талант молодежи и на протяжении всего учебного процесса поддерживали молодого художника во всех его устремлениях. Впоследствии Байрамов завязал крепкую дружбу с Брусенцовым. Дарди считал Брусенцова своим главным наставником, участвовал в его персональных выставках и написал три значительных портрета Брусенцова. Байрамов всегда тепло отзывался о нем: «Геннадий Брусенцов, мой первый учитель, заменил моего отца». В 1959 году Байрамов поступил в Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова, где учился в мастерской известного советского художника и народного художника СССР Дмитрия Мочальского. Байрамов сказал: «Во время моего обучения в Москве профессор Дмитрий Мочальский заложил в меня основы доброго, мудрого, сильного образования». Дерди стал туркмено-русским художником, который освоил русскую школу живописи, чтобы однажды прославить свою родину. И теперь его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее вместе с работами его учителей - Брусенцова и Мочальского. После окончания Суриковского художественного института Дурди вернулся в родной Ашхабад. Первые работы Байрамова, созданные еще во время учебы в школе и институте, привлекли внимание общественности и искусствоведов. Вскоре он приобрел известность как профессиональный художник: он был принят в Союз художников СССР в 1965 году, участвовал в национальных художественных выставках в Ашхабаде и Москве и преподавал в Туркменском государственном художественном училище, которое он окончил. В 1966 году Байрамов женился на Дунягозел (Гозель) Ильясовой, которая стала его пожизненной женой и музой. Байрамов сказал: «Я благодарю мою жену Гозель за то, что она подарила мне четырех прекрасных дочерей: Бахара, Джемаля, Кейика, Сулгуна; за то, что она всегда была моей поддержкой и лучшим другом. Дарди посвятил жене серию портретов «Гозель», в которую вошли 57 графических работ.

С 1968 года художник путешествовал по миру. Под влиянием этих поездок Дарди сформировал новые творческие идеи и стили. Байрамов писал: «Всю свою жизнь я находился под сильнейшим влиянием таких великих художников, как Тициан, Эль Греко, Сурбаран, Рембрандт. Я продолжаю путешествовать, изучаю картины великих мастеров в музеях, учусь у талантливых коллег и совершенствую свои навыки рисования. «За 55 лет творческой деятельности работы Байрамова были выставлены на более чем 100 персональных и групповых выставках по всему миру. Его первые персональные выставки в Германской Демократической Республике, ныне Германии (Берлин, 1981) и Венгрии (Будапешт, 1986) принесли ему известность не только в Советском Союзе, но и в европейских странах. В 2012 году Байрамов прибыл в Канаду, где создал серию картин под названием «Канадская осень».

Основным жанром для Дурды Байрамова был психологический портрет, сочетающий в себе лучшие традиции туркменской национальной школы, уроки мастеров классического реализма и инновации импрессионистов. Придерживаясь философии, которая объединила несколько культур, художник смог отразить индивидуальность каждого изображенного человека. Пиком портрета Байрамова стала серия «Культурные деятели», в которую вошли более 150 портретов его современников - представителей туркменской интеллигенции конца 20 - начала 21 века. Работа над циклом длилась 40 лет, начиная с 1970-х годов.

Помимо портретов, натюрморты и пейзажи Байрамова заслуживают особого внимания. Они сочетают в себе национальные цвета туркменской культуры и природные богатства этого региона. Художник особенно любил рисовать полевые цветы, в частности маки, которые растут у подножия горы Копетдаг, и фрукты на фоне красочных туркменских ковров и текстиля. Картина Байрамова «Мирная земля» (1969) признана классическим образцом туркменской пейзажной живописи. В то же время в своих творческих поездках художник создал ряд работ, в которых он отразил культуру таких стран, как Россия, Нидерланды, Бельгия, Германия, Канада, Индия, Япония, Таиланд, Турция, Мальдивы и другие. ОАЭ. Байрамов также проявил себя в фотографии. Однако художник никогда не называл себя профессиональным фотографом и не стремился публично выставлять свои фотографии. И только после его смерти Художественный фонд имени Дурды Байрамова организовал успешную фотовыставку «Глазами Дурды Байрамова: жизнь туркменской деревни, 1960–1980 годы» в Торонто, Канада, в рамках фестиваля фотографии CONTACT при поддержке Scotiabank. В мае 2015 года впервые посетители увидели более 80 фотографий художника. Каталог выставки того же названия был также издан при содействии Департамента истории культуры Азии в Смитсоновском институте в Вашингтоне, США.