войти
опубликовать

Марсель
Брёйер

1902−1981
Марсель Брёйер (венг. Marcel Lajos Breuer, 21 мая 1902, Печ, Венгрия – 1 июля 1981, Нью-Йорк) – архитектор и дизайнер мебели, родился в Венгрии, получил образование и первое признание в Германии, прославился и построил самые значительные здания в Америке.

Особенности творчества архитектора и дизайнера Марселя Брёйера: еще будучи студентом Баухауза, Брёйер придумал революционную технологию изготовления мебели из металлических труб. На эту идею его натолкнули велосипедные рамы. Он начал производство стульев на металлическом каркасе с тканевыми сиденьями и подлокотниками сразу после выпуска. Именно он разработал дизайн культового стула B3, который позднее назвали «Василий» в честь художника и первого страстного поклонника этой мебели Василия Кандинского.
Только после переезда в США Брёйер смог воплотить долгожданные архитектурные проекты и стать одним из вдохновителей и праотцов брутализма в архитектуре. Он сочетал железобетон и камень в зданиях, экспериментировал со скульптурными свойствами бетона и нестандартными конструкциями.

Известные работы Марселя Брёйера: МЕТ Брёйер, здание ЮНЕСКО в Париже, Аббатская церковь Святого Иоанна в Миннесоте, стул Василий.

Брёйер был самым молодым студентом школы Баухауз в 1920 году. Он бросил Венскую академию изящных искусств – и уехал в Веймар сразу же, как только у него в руках оказалась брошюра с манифестом Баухауза. Он выбрал мебельную мастерскую в качестве специализации, а отучившись, уехал в Париж знакомиться с Ле Корбюзье, придумывать мебель и мечтать об архитектуе.

Первые же модели мебели, которую придумал Брёйер, так потрясли директора Баухауза Вальтера Гропиуса, что он позвал Брёйера назад – теперь уже преподавателем. Стулья с металлическим каркасом, придуманные Брёйером, приносили ему столько денег, что на них стало возможно открыть архитектурное бюро. И он незамедлительно это сделал – архитектура всегда была его главной мечтой и страстью.

Студия Брёйера в Берлине проработала ровно столько, сколько позволила политическая ситуация в Германии – в 1934 году он бежал в Лондон, опасаясь преследований со стороны новой национал-социалистической власти. А вскоре перебрался в США преподавать в Гарварде по приглашению все того же Гропиуса. Ему было тогда всего 35 лет.

Пытаясь выбраться из тени гораздо более успешного и знаменитого Гропиуса, Брёйер наконец переезжает в Нью-Йорк и начинает собственную архитектурную практику и после нескольких частных проектов получает грандиозные заказы один за другим: штаб-квартира ЮНЕСКО, церковь Святого Иоанна, а вскоре и здание для Музея современного искусства Уитни, которое сейчас принадлежит Метрополитен-музею. Освободившийся от влияния Гропиуса и его стиля, Брёйер начинает строить авангардные монументальные здания из железобетона и камня и становится одним из самых влиятельных пророков и вдохновителей для целого поколения архитекторов-бруталистов.
Перейти к биографии