Дом Cецессиона (а точнее Выставочный павильон Венского сецессиона; нем. Wiener Secessionsgebäude) – это выставочный зал, завершённый в 1898 году. Архитектор Йозеф Мария Ольбрих спроектировал его как архитектурный манифест и штаб-квартиру Венского сецессиона – группы прогрессивных художников, порвавших с академизмом и пропагандировавших модерн.
Хотя Дом находится в стороне от традиционных туристических маршрутов, он содержит две достопримечательности. Во-первых, то само белое строение в стиле сецессиона (австрийский вариант модерна, также известный как югендстиль в Германии и северных странах), увенчанное куполом из 2500 позолоченных железных лавровых листьев. Этот венец шириной 8,5 метра местные жители ласково прозвали «золотой капустой». Строительство здания профинансировал Карл Витгенштейн – отец известного философа Людвига Витгенштейна.
Во-вторых, в здании находится «Бетховенский фриз»
Густава Климта, одно из наиболее известных произведений в стиле венского сецессиона. Этот цикл картин был создан в 1902 году для XIV выставки художников сецессиона, посвящённой Бетховену. Поскольку фриз, отсылающий к Девятой симфонии, задумывался как временный, художник писал его лёгкими материалами. В 1915 году произведение купил промышленник и меценат Август Ледерер, а в 1938 году его экспроприировали нацисты. Семья коллекционера получила картины обратно после Второй мировой, а в 1973 году продала их Австрии за 15 миллионов шиллингов. Фриз был восстановлен за государственный счёт и с 1986 года выставлен в Доме сецессиона. В 2013 году наследники Ледерера пытались через суд вернуть работу, утверждая, что она была якобы продана под давлением и за неполную стоимость. Однако их иск
остался без удовлетворения.
Хотя Климт вышел из сецессиона вскоре после создания «Бетховенского фриза», организация продолжала действовать, пока её не закрыли нацисты. Сейчас в здании проводятся выставки современных художников, а сам Дом был полностью отремонтирован в 2018 году.
Над входом в павильон значится девиз сецессиона, сформулированный Ольбрихом: «Каждой эпохе – своё искусство, каждому искусству – своя свобода». Ниже находится барельеф из трёх горгон, символизирующих живопись, скульптуру и архитектуру. Слева от входа надпись Ver Sacrum («Весна священная») символизирует неизбежную победу современного искусства и при этом отсылает к одноимённому журналу сецессиона.
Здание отчеканено на австрийской монете в 50 евроцентов, а также на лицевой стороне памятной монеты «Сецессион» в 100 евро, отчеканенной в ноябре 2004 года. На реверсе изображён фрагмент «Бетховенского фриза».