«Спор века», затеянный в 2013 году по поводу культовой фрески Густава Климта, разрешен — и не в пользу наследников австрийского промышленника и коллекционера Эриха Ледерера. Реституция реституцией, но факт принудительной продажи по заниженной цене не доказан.
Масштабную и искусную фреску Густав Климт создал в 1902 году для выставки Венского сецессиона, посвященной Бетховену (а фриз посвящен его Девятой симфонии), и не рассчитывал на ее «долгую жизнь» — написал ее нестойкими красками по штукатурке. И уж тем более не мог предвидеть ни ее культового статуса, ни споров вокруг этой работы.
В последнее время мы часто узнаем о работах, преступным путем полученных нацистами, и возвращаемых наследникам в наши дни. Одно «Дело Гурлитта» чего стоит! Но история с «Бетховенским фризом» не так однозначна.
Фриз был действительно конфискован нацистами в 1938 году, но после войны возвращен сыну владельца фрески Эриху Ледереру. Однако тот жил в Швейцарии, а бесценную фреску вывезти из страны не разрешали (в Австрии действовал закон, ограничивающий право на вывоз из страны культурных ценностей национального значения). В итоге в 1973 году фреска была продана Австрии за 15 миллионов шиллингов (тогда это было около 750 тыс. долларов). Вынужденной ли была эта продажа и насколько?
Итак, март 2015 года: факт принуждения к продаже в настоящее время не признан: глава Австрийского комитета по реституции Клеменс Яблонер (Clemens Jabloner) говорит, что «это не тот случай, когда система экспорта была использована как инструмент для принуждения Ледерера к подписанию соглашения».
Австрийский комитет по реституции постановил, что достаточных оснований для возвращения «Бетховенского фриза» наследникам бывшего владельца не имеется. Фреска остается в Вене, в здании Венского Сецессиона, где экспонируется с 1986 года.
Австрийский комитет по реституции постановил, что достаточных оснований для возвращения «Бетховенского фриза» наследникам бывшего владельца не имеется. Фреска остается в Вене, в здании Венского Сецессиона, где экспонируется с 1986 года.