Фрэнк Ллойд Райт (англ. Frank Lloyd Wright; 8 июня 1867 года, Ричленд-Центр, Висконсин, США – 9 апреля 1959 года, Феникс, Аризона) – архитектор и писатель, отец «стиля прерий» и «органической архитектуры»; считается самым влиятельным и самым креативным мастером американской архитектуры.
Особенности творчества Фрэнка Ллойда Райта. Он спроектировал около 1000 зданий, более трети из которых были построены, а некоторые до сих пор сохранились. В 2019 году восемь из них – включая «Дом над водопадом» (Fallingwater), Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Храм Единства – попали в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. На протяжении всей карьеры Райт использовал декоративные детали, природные цвета и богатые текстурные эффекты. Тщательно и чутко подбирая материалы, он брал под контроль и совершенствовал динамику пространства, что открыло новую эру в американской архитектуре. Райт прославился как создатель и основатель «органической архитектуры», то есть зданий, которые гармонируют как с их обитателями, так и с окружающей средой. Его величайшими достижениями можно считать смелость, плодотворность и владение пространством.
Известные здания Фрэнка Ллойда Райта. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, «Дом над водопадом» в Пенсильвании, Храм Единства в Иллинойсе, отель «Империал» в Токио, резиденции Талиесин в Висконсине и Аризоне, штаб-квартира компании SC Johnson Wax в Висконсине, административный центр округа Марин в штате Калифорния.
Ранние годы
Фрэнк Райт родился 8 июня 1867 года в Ричленд-Центре, штат Висконсин. Его мать Анна Ллойд Джонс была учительницей из большой семьи валлийского происхождения, поселившейся в Спринг-Грин, где Райт позже построил свою знаменитую резиденцию Талиесин. Отцом будущего архитектора был Уильям Кэри Райт, проповедник и музыкант.
В первые годы семья Райт часто переезжала из штата в штат и обосновалась в Висконсине, когда Фрэнку было 12 лет. Лето он проводил с родственниками матери в Спринг-Грин и влюбился в местные пейзажи. «Фактура холмов, покрывала и ткани, облегающие их, вид всего этого в нежно зелёном цвете, или покрытого снегом, или под ярким сиянием лета, которое сгорает в славном пламени осени… Я всё ещё чувствую себя такой же их частью, как деревья, птицы, пчёлы и красные сараи», – вспоминал мастер. Став взрослым, он взял вторым именем Ллойд, чтобы выказать уважение к семье матери.
В 1885 году, когда Райт окончил среднюю школу, его родители развелись, и о его отце никто больше не слышал. В том же году юноша поступил в Висконсинский университет в Мэдисоне, где несколько семестров изучал гражданское строительство. Чтобы платить за обучение и помогать семье, он работал на декана инженерного факультета и был ассистентом известного архитектора Джозефа Силсби. Именно этот великолепный рисовальщик влюбил Райта в пластичные линии и выразительные акценты. Убедившись в своём желании стать архитектором, молодой человек бросил университет в 1887 году и уехал в Чикаго.
«Стиль прерий»
Год спустя Райт поступил в чикагскую архитектурную фирму «Адлер и Салливан» под непосредственное руководство Луиса Салливана – великого американского архитектора, более известного как «отец небоскребов». Салливан, отвергнувший богато украшенные европейские стили в пользу более чистой эстетики и придерживавшийся максимы «форму определяет функция», оказал глубокое влияние на Райта, который в конце концов осуществил мечту наставника об уникальном американском стиле архитектуры. Сотрудничество продолжалось до 1893 года, когда Райт вынужден был оставить компанию, после того как в нарушение контракта взял два заказа «на стороне».
К тому времени Фрэнк Райт был уже четыре года женат на Кэтрин Тобин (в итоге у пары было шестеро детей). Их дом в пригороде в Чикаго, ныне известный как дом и студия Фрэнка Ллойда Райта, считается его первым шедевром. Там архитектор и основал собственную фирму, получив заказ на проект Уинслоу-Хауса в Ривер-Форесте. Этот дом с горизонтальными контурами и просторными открытыми внутренними помещениями стал первым примером революционного стиля Райта, позже получившего название «органическая архитектура».
В течение следующих нескольких лет архитектор спроектировал ряд жилых домов и общественных зданий, которые стали ведущими образцами «стиля прерий» (в их числе – Роби-Хаус в Чикаго и Храм Единства в Оук-Парке). Это были одноэтажные строения с вынесенными далеко за пределы стен низкими скатными крышами и длинными рядами створчатых окон. При возведении использовались только местные материалы и некрашеная древесина, что подчёркивало её естественную красоту.
Другие молодые архитекторы шли по тому же пути, и к 1900 году 33-летний самоучка Фрэнк Ллойд Райт стал главным практиком «школы прерий». Этот стиль широко распространился благодаря органичному размещению зданий в ландшафте, открытой планировке, продуманному разделению вместительных жилых зон, обилию света и отоплению по периметру. С 1900-го по 1910 год Райт построил около полусотни домов в «стиле прерий». В его типичной резиденции того периода широкая крыша нависала над непрерывной лентой окон, бросающей вызов обычной коробчатой структуре большинства домов, а главные комнаты дома перетекали из одной в другую в непрерывном пространстве.
Талиесин и его сообщество
В 1909 году – после 20 лет брака – Фрэнк Ллойд Райт внезапно бросил жену, детей и практику и переехал в Германию с женщиной по имени Мама Бортвик Чейни, супругой своего клиента. Там он выпустил большое двойное портфолио своих рисунков и меньшее, но богато проиллюстрированное фотографиями собрание записок о своих зданиях.
Вернувшись в США 1913 году, пара поселилась в резиденции Талиесин, которую архитектор построил на земле своих предков по материнской линии – в Спринг-Грине. Год спустя там произошла трагедия: обезумевший слуга убил Чейни, двух её детей и ещё несколько человек, а также сжёг дом.
И хотя Райт был опустошен потерей, он сразу начал восстанавливать Талиесин, чтобы, как он выразился, «стереть шрам с холма» (название дома переводится с валлийского как «сияющий лоб» – он расположен на «лбу» холма). Вскоре к нему присоединилась скульптор Мириам Ноэль, которая стала его любовницей. В 1916 году они отправились в Японию, ставшую их домом на пять лет. В Токио архитектор возвёл гостиницу «Империал» (демонтирована в 1967 году) – одно из своих самых значительных творений. Благодаря своей революционной плавучей конструкции, она стала одним из немногих больших зданий, которые выдержали разрушительное землетрясение в 1923 году.
После возвращения в Штаты Райт женился на Мириам Ноэль, и они были вместе ещё четыре года, пока не развелись в 1927-м. За два года до того ещё один пожар разрушил Талиесин, который вновь был восстановлен. В 1928 году архитектор женился в третий раз – на Ольге Ивановне (Ольгиванне) Гинценберг.
С началом Великой депрессии 1930-х годов заказы прекратились, и Райт посвятил себя писательству и преподаванию. Он опубликовал «Автобиографию» и «Исчезающий город», которые стали пособиями по архитектуре, а также основал в своём доме и студии архитектурную школу «Сообщество Талиесин». В 1937 году мастер и его ученики начали работать над Талиесин-Уэст – резиденцией в Аризоне, куда школа переезжала на зиму.
«Дом над водопадом» и Музей Гуггенхайма
Незадолго до своего 70-летия, когда экономика США начала подниматься, Райт внезапно вернулся в профессию. Его новым творением стал удивительно оригинальный и поразительно красивый загородный «Дом над водопадом» в горах Аллегейни для знаменитой питсбургской семьи Кауфман. Это строение – одно из самых знаменитых произведений Райта – вызывает восхищение с 1936 года по наши дни. Оно позже она было передано государству и открыто для посетителей, став популярной достопримечательностью.
В конце 1930-х годов Райт разработал проекты домов для среднего класса, получивших название «юсоновские» (от аббревиатуры U.S.O.N.A. – Unites States of Nothern America). В этих жилищах использовались такие революционные разработки, как фундамент с подогревом, естественное охлаждение и навесы для автомобилей.
В 1943-м Райт начал проект, на который потратил последние 16 лет своей жизни, – Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке. Это огромное белое цилиндрическое здание, накрытое куполом из плексигласа. В музее нет отдельных залов, он состоит из одной спиральной рампы, которая воплощает в жизнь мечту архитектора о непрерывном пространстве. Строительство музея началось в 1956 году, а открылся он в 1959-м – через полгода после смерти своего создателя. И если тогда здание вызывало споры, то сейчас считается одним из красивейших в Нью-Йорке.
Смерть и наследие
Фрэнк Ллойд Райт скончался 9 апреля 1959-го, в возрасте 91 года. Но даже после этого строительство по его разработкам продолжилось. В 1992 году штат Висконсин наконец утвердил финансирование здания на берегу озера Монона в Мэдисоне. Общественный и конференц-центр Monona Terrace был завершён в 1997 году – спустя почти 60 лет после того, как Райт представил свои проекты.
В число его книг входит «Автобиография» (опубликована в 1932 году, переработана в 1943-м), «Органическая архитектура» (1939), «Американская архитектура» (1955) и «Завещание» (1957).
Автор: Влад Маслов