войти
опубликовать

Вальтер
Гропиус

Германия • 1883−1969
Вальтер Адольф Георг Гропиус (нем. Walter Adolph Georg Gropius, 18 мая 1883, Берлин – 5 июля 1969, Бостон) – архитектор, педагог, первый директор и идеолог Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз.

Особенности творчества Вальтера Гропиуса: именно в манифесте школы Баухауз, который составил Гропиус, прозвучала идея объединения ремесел, искусства и новых технологий. Здание, с точки зрения Гропиуса, должно быть функциональным и соответствовать, прежде всего, своему назначению. Это он первым сделал плоские крыши, заасфальтировал их для того, чтоб по ним можно было гулять, это он придумал геометричные частные дома с полностью остекленными стенами и дизайн, который призван облегчить, упростить жизнь человека, находящегося в доме ежедневно. По большому счету, Гропиус – отец-основатель всей современной архитектуры. Его идеи и виденье не утратили актуальности до сих пор.

Известные работы архитектора Вальтера Гропиуса: Здание Баухауза, Фабрика фарфора Розенталя, Стеклянный собор (Фабрика стекла Розенталя), Дом Гроппиуса.

Вальтер Гропиус был архитектором, который не умел рисовать. Он прожил 86 лет, спроектировал десятки зданий, получил негласное звание основателя современной модернистской архитектуры, был не раз обвинен в популяризации безликих бетонных многоэтажек и разрушении исторического колорита европейских городов. Кто-то называл его самовлюбленным эгоистом без чувства юмора, кто-то – невероятно харизматичным лидером, для которого столкновение интересов и характеров внутри коллектива было главным искусством, рождавшим истину.

Одни вспоминали его одержимость дисциплиной и правилами, другие говорили о внутренней свободе и готовности к переменам. Гропиус считал, что женщины не способны мыслить в трех измерениях, но стал первым в Германии директором, принявшим в высшую художественную школу больше студенток, чем студентов. Он строил огромные фабрики для промышленных магнатов, но настаивал на том, что главное в здании – солнечный свет и воздух, которые сделают каждого работника счастливым.

Как бы то ни было, он вошел в историю как идеолог, мощный лидер и основатель самой прогрессивной дизайнерской школы в Европе – Баухауза. Школы, которую Гропиус возглавлял всего 9 лет, но которая навсегда изменила взгляд на жизненное пространство современного человека. Сотрудница американского архитектурного бюро Гропиуса сказала однажды: «О нем предпочитают думать как об одном из величайших в мире дизайнеров, но он им не был. Он был величайшим в мире философом дизайна».

Философия солдата
Когда Гропиуса призвали в армию с началом Первой мировой войны, ему было 30 лет. Он успел поработать в знаменитом архитектурном бюро Питера Беренса над важными промышленными заказами, успел оставить эту должность и открыть собственную студию в Берлине. Он спроектировал к этому времени фасад обувной фабрики «Фагус», покрыв стены от крыши до фундамента стеклом – огромная редкость для того времени. Он написал резонансную статью «Развитие промышленных зданий» - стал знаменитым. У него был страстный и странный роман с вдовой композитора Густава Малера Альмой, на которой он вскоре женится – между ранениями и возвращениями на фронт. Но именно в одном из сражений на западном фронте Гропиус вдруг поймет (это ощущение озарит его «как вспышка молнии»), что все старое закончилось, что мир больше не будет, как прежде. Он знал, что война закончится – и встанет острая необходимость строить новый мир. И такая возможность ему представится сразу же, как только над выжженной землей Европы пронесется новость о долгожданном мире.

В 1919 году Гропиусу предложили возглавить Школу искусств и ремесел в Веймаре, все военные годы простоявшую закрытой и заброшенной. Нужно было начинать с нуля – и это оказалось грандиозной возможностью. Гропиус переименовал учебное заведение в Высшую школу строительства и художественного конструирования Баухауз, написал манифест и занялся поиском преподавателей. В захламленных, неотапливаемых помещениях Баухауза с голодными, босыми студентами начали работать самые революционные художники, скульпторы, архитекторы Германии. Когда школа переберется из Веймара в Дессау, у Гропиуса уже будет возможность спроектировать специальное здание Баухауза и дома для проживания мастеров, его поддержит городская элита, власть и промышленники.

В 1928 году Гропиус уйдет с поста директора и займется частной практикой, но его идеи найдут продолжение в деятельности каждого вышедшего из мастерских Баухауза студента: назначение здания диктует его форму, функциональность и законы искусства лежат в основе проектирования любого предмета быта. Крыши у зданий плоские – и на них теперь террасы. Стекло, бетон, сталь становятся строительными материалами, наряду с деревом и камнем. Свобода творчества – главная ценность.

Чудесная модернистская сказка о преобразовании мира по законам искусства, которую начал рассказывать Гропиус, была прервана в 1933 году новой немецкой властью. Он пытался участвовать в государственных заказах на постройку зданий в новой национал-социалистической Германии, но везде проваливался, его друзья и коллеги, все его окружение, стали «дегенеративными художниками» и гонимыми евреями. Пришло время для новой философии.

Философия чужака
У Гропиуса и Альмы Малер родилась дочь, которая после стремительного, изматывающего брака и развода осталась с матерью. Но покидал он Германию уже с другой женщиной: Иза была моложе на 14 лет, в 1923 году услышала Гропиуса на одной из лекций, вышла за него замуж и настолько загорелась идеями Баухауза, что получила среди студентов прозвище фрау Баухауз. Когда у Изы погибла сестра, они вместе с Вальтером удочерили ее маленькую дочь – поэтому в 1933 году бежали из страны втроем. Через Италию в Лондон.

После трех неуютных лет в Великобритании, которую они так и не полюбили (сквозняки, несоленые овощи, костлявые женщины, непонятные системы измерений), Гропиусы уезжают в Америку. И первое, что делает в Линкольне заведующий кафедрой архитектуры Гарвардской высшей школы дизайна Вальтер Гропиус, строит дом. Для себя и своей семьи. Но строит так, чтобы его, чужака, в очередной раз начинающего жизнь с чистого листа, в этой стране заметили и поняли. Дом Гропиуса стал выставочным экспонатом, демонстрацией идей и возможностей – он строит белую виллу, как будто собранную из кубических элементов, с остекленным фасадом, отдельным входом для дочери, с плоской крышей и террасой. Очень скоро в Америке так начнут строить большинство домов, очень скоро идеи Баухауза распространятся по стране и окажут самое колоссальное влияние на весь ее архитектурный облик, на сам городской дух Америки.

Гропиус еще сможет вернуться в Германию для работы над важными промышленными заказами, но только в качестве гостя. С 1944 года он станет гражданином Америки – и за последние 20 лет жизни соберет вокруг себя самых передовых архитекторов, откроет в Бостоне самую влиятельную архитектурную студию и будет отстаивать идеи гуманного промышленного строительства, которое обеспечивает каждому работнику на огромном заводе достаточно света, воздуха, комфорта, пространства для отдыха.

Автор: Анна Сидельникова
Перейти к биографии