Русский и советский художник-живописец, портретист и график.
Поступает в Пензенское художественное училище им. Н. Д. Селиверстова, где учится у самого Ивана Горюшкина-Сорокопудова. Его одноклассником был один из основоположников российского футуризма, Владимир Бурлюк, брат Давида Бурлюка. Еще будучи студентом Н. Попов стал одним из создателей «Волжского союза», который объединял «левую» художественную молодежь. Начиная с 1914-го и по 1916-й год «Волжский союз» устраивал выставки в Пензе, Самаре, Казани, Оренбурге. После окончания училища в 1918 г. Н. Попов продолжил учёбу в Петроградских свободных художественных мастерских (вскоре переименованных во ВХУТЕМАС) в классе Александра Савинова, участника выставок объединения «Мир искусства». Вскоре он возвращается в Пензу, где написал большое панно «Заговор Брута» (не сохранилось), работал художником-декоратором в театре им. В. Г. Белинского, с октября 1920 г. носящего имя А. В. Луначарского. В 1918 году - вступил в Профессиональный Союз работников искусств. В 1919 г. Николай Попов возвращается на родину в Самару, увлекается авангардным искусством, работает в области агитационно-массового искусства. Совместно с приехавшими из Москвы художниками Самуилом Адливанкиным и будущим апологетом соцреализма Георгием Ряжским становится одним из организаторов Самарского отделения ВХУТЕМАСа. В августе 1919 г. Попов по акту ИЗО Наркомпроса получил 35 произведений авангардного искусства, в том числе работы Ольги Розановой, Мишеля Ле-Дантю, М. Менькова, В. Стржеминского, А. Веснина, С. Дымшиц-Толстой, Е. Бебутовой и других художников, которые в настоящее время являются гордостью Самарского художественного музея. Самарский вхутемасовский проект завершился в декабре 1921-го, когда под натиском голода и тифа Попов сотоварищи вынуждены были уехать в Москву. Здесь ими было основано «Новое общество живописцев» (сокращенно «НОЖ»). Попов активно принимает участие в выставках этого общества. В 1930-е гг. совершает творческие поездки в Грузию, Дагестан, Уфу, Оренбург и на Урал. С 1928 по 1946 год – Член Горкома Художников живописцев и скульпторов в Профессиональном Союзе работников искусств. С 1946 г. по 1953 г. Николай Попов работает в Московском комбинате живописцев. Именно в это время он обращается к плакатному искусству, создавая рекламные постеры для Министерства пищевой промышленности СССР и советских продуктовых гигантов Главхладпрома, Главконсерва, Горпромторга и др., прообразов современных Главпродукта и Мираторга. Произведения Н. Н. Попова экспонировались на выставках: пензенских, самарских, московских областных, АХРР, "Бытие", «НОЖ», на выставке советского искусства в Японии (1927) и других. Основные произведения: «Политкаторжанин» (1924-1926), «Портрет командира Приволжского военного округа Г. Д. Базилевича» (1927), «Портрет командующего Московской пролетарской дивизией Г.Д.Михайловского», «Портрет героя боев у озера Хасан тов. Терешкина», «Фельдмаршал З. Чернышов в Берлине в 1760 году». Произведения Попова находятся в Центральном музее Революции СССР, Центральном музее Вооруженных Сил СССР, Музее пограничных войск, Московском областном краеведческом музее, Военно-медицинском музее Ленинграда, Куйбышевском художественном музее. Картина Н. Н. Попова «Портрет Леонида Николаевича Попова» (военного врача, брата художника), передана в Военно-медицинский музей Министерства Обороны СССР города Ленинграда. В Соликамском краеведческом музее находятся две работы. Произведения художника последних лет хранятся в основном в собраниях московских музеев.