Прошел начальный путь молодого российского художественного дарования. После обучения у К.И. Рабуса в Московском училище живописи и ваяния (1843—1848) он становится вольноприходящим учеником Академии художеств в Петербурге (с 1850). Под руководством профессора М.Н. Воробьева его талант быстро реализуется в высокое мастерство: в 1851 году И. Давыдов получает большую серебряную медаль, в 1852 за картину «Вид из окрестностей Нарвы» — малую золотую медаль, в 1853 — большую золотую медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», а также звание классного художника первой степени и право на зарубежную пенсионерскую поездку.
Среди мастеров, оставивших яркий след в истории художественной летописи Валаама, особо выделяется имя художника Ивана Григорьевича Давыдова. Его творческое наследие невелико, так как он рано ушел из жизни. Но он принадлежал к наиболее одаренным и многообещающим авторам.
О детских и отроческих годах И. Г. Давыдова известно очень мало. Сын московского купца, родился в 1826 г., в 1843–1848 гг. учился у К. И. Рабуса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (иначе – МУЖВЗ) Московского художественного общества.
Прекрасный рисовальщик и живописец Карл Иванович Рабус (1800–1857) проявил себя и замечательным педагогом. В училище, где он вел класс перспективной и пейзажной живописи, у него начинали молодые И. Шишкин и Л. Каменев, которые позднее, как и сам Давыдов, весьма успешно потрудились на Валааме. Нельзя переоценить и огромное значение самого училища, одного из лучших на то время художественного учебного заведения в России, в развитии лучших традиций русского реалистического пейзажа.
Находясь столько лет в творческой атмосфере, царившей в стенах училища, получив многие необходимые профессиональные навыки, Давыдов, обладая выдающимся талантом, не мог не проникнуться жаждой дальнейшего обучения в стенах Санкт-Петербургской Академии художеств. Он начал в 1850 г. обучение на правах вольноприходящего ученика в класс известного воспитателя целой плеяды пейзажистов (и не только пейзажистов) М. Н. Воробьева (1787–1855). Среди них есть имена, которые неразрывно связаны с Валаамом – это снова Шишкин И. И. и его друзья: Гине А. В., Джогин П. П., М. К. Клодт и другие.
Этапы обучения и художественные успехи И. Давыдова протокольно и документально отражены в различных справочниках, в журналах Совета Академии, каталогах ежегодных академических выставок. Первую свою медаль, малую серебряную, Иван Давыдов получил еще в 1847 г., находясь в стенах московского училища. Остальные награды ему были присуждены в период его обучения в Академии художеств: в 1851 г. – большую серебряную, в 1852 – малую золотую за «Вид из окрестностей Нарвы» и в 1853 – большую золотую и звание «классного художника первой степени» за картину «Вид на острове Валааме». Это звание давало ему право на зарубежную пенсионерскую (с пансионным обеспечением за казенный счет) поездку, чем он в 1854 г. и воспользовался. Иван Григорьевич направился сначала в Женеву (Швейцария), а потом в Италию и Рим.
О неординарной личности художника-романтика и его таланте сегодня можно судить лишь на основании его наследия, которое, к величайшему сожалению, немногочисленно и к тому же рассеяно по различным собраниям нашей страны и за рубежом (Финляндия).
Некоторые высказывания, мнения о нем все же сохранились в эпистолярном наследии других авторов. В частности, известно, что великий русский художник Александр Андреевич Иванов, популярный в России, как автор беспримерного по замыслу и исполнению полотна «Явление Христа народу», все еще находясь в Риме к моменту приезда туда Ивана Давыдова, заметил молодого пейзажиста. Он рекомендовал его картины Козьме Терентьевичу Солдатёнкову, начинавшему в начале 1850-х гг. комплектование своей галереи русского искусства, предшественницы знаменитой галереи братьев Третьяковых. Без сомнения, эта рекомендация мастера как нельзя более весомо характеризует уровень дарования Ивана Давыдова.
В Государственной Третьяковской галерее хранится портрет Давыдова, написанный его другом И. А. Кабановым (1823–1869). На обороте холста – надпись: «Портрет Ив. Григ. Давыдова умершаго в Риме 6 дек. 1856 г. на 31 году от чахотки, писанный художником Кабановым». Иван Андреевич не только написал предсмертный портрет Давыдова, но и уведомил его отца письмом. Это письмо опубликовано в книге «Материалы для истории художеств в России. Книга первая Николая Рамазанова» (СМ. 1863. Том 1, стр. 267-268).
«Вы лишились, — пишет он, — своего любезного сына, а мы милого товарища. В прошлое лето Иван Григорьевич поехал в окрестности Рима и схватил лихорадку (она здесь свирепствует), потом у него развилась чахотка. Он постоянно был уверен в хорошем исходе своей болезни, но вместо этого отправился на Monte Tectarrio, где нашу братию зарывают. Я с ним провел большую часть времени, работал два лета в окрестностях Рима.
После смерти художника остался портфель со ста семнадцатью его этюдами, три масляные картины Швейцарских видов, масляный же вид Аричио и большой альбом с девятью маленькими (вечными спутниками видописцев). Умирая, он просил вырезать сердце свое и послать вам, но судите, как это сделать!
Иван Григорьвич исповедался и приобщился Св. Тайн. Похоронили его приличным образом; на погребении были все художники, даже не русские, которые знали его и полюбили: все ему отдали должную честь.
Вы хотели знать о последних минутах вашего сына: за два дня до кончины он уже не мог видеть товарищей; в последние минуты жизни, поддерживаемый своей доброй хозяйкой, которая ухаживала за ним как родная мать, он был на ногах и вдруг после долгого молчания заговорил: что я вижу? Что за лица, что за люди? Вот мой отец! – после этих слов Ив. Григ. склонил голову на грудь хозяйки и скончался. С покойника сняли маску. Жаль, жаль, что он выехал за границу; выехал право только для того, чтобы умереть в Риме; да и многим здесь голубое-то небо не совсем здорово» (текст приведен с незначительными орфографическими поправками – Л. П.).
Нам сегодня остается лишь предполагать, каких высот достигло бы творчество Ивана Давыдова, проживи он дольше… Его произведения находятся в крупнейших музеях страны: в Государственной Третьяковской галерее, в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств (СПБ), в Государственном Русском музее и в других, а также в Финляндии.