войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Николай
Константинович Рерих

Россия • 1874−1947
Николай Константинович Рерих (27 сентября (9 октября) 1874 г., Санкт-Петербург — 13 декабря 1947 г., Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) — русский художник, философ, писатель, сценограф, археолог, путешественник. Автор «Пакта Рериха», на законодательном уровне закрепившего охрану и защиту памятников культуры во всем мире.

Особенности творчества художника Рериха: наследие Н.К.Рериха многогранно, оно представлено произведениями станковой, театрально-декорационной, а также монументальной живописи. На сегодняшний день насчитывается более 7 000 работ Рериха — картин, мозаик, фресок, набросков, эскизов декораций.

Основная тема творчества Рериха — древнерусские и восточные традиции, красота живой природы.
Известные картины Рериха: «Заморские гости», «Славяне на Днепре», «Небесный бой», «Александр Невский», «Русская Пасха», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Снегурочка и Лель».

Становление художника Рериха


Николай Рерих родился в семье образованных людей: Константин Федорович, его отец, занимал должность нотариуса и принимал активное участие в жизни общества, а мать, Мария Васильевна, была дочерью купца. Семья Рерихов дружила со многими известными людьми того времени — Д.Менделеевым, М. Микешиным, Н. Костомаровым и другими. Николай Рерих с детства интересовался живописью, историей, археологией, историей и культурой России, а также стран Востока. Любовь к рисованию ему привил художник и друг отца Михаил Микешин.

Чтобы получить художественное образование, в 1893 году Рерих поступает в Академию Художеств в Санкт-Петербурге, в студию под руководством известного живописца А. И. Куинджи, чьи работы оказали огромное влияние на творчество будущего художника. Это особенно заметно, если рассматривать фото любой картины Николая Константиновича Рериха, написанной в раннем периоде его творчества.

Параллельно с учебой в Академии, Николай учится в Государственном Университете на юридическом и историко-филологическом факультетах. Свободное время он посвящает рисованию: работы Рериха печатаются в журналах «Всемирная иллюстрация» и «Звезда», также он пишет иконы по заказам, полученным от церквей. Вдохновение для своих работ молодой живописец находит в древних книгах и летописях, изучая их в Публичной библиотеке.

Первое свое путешествие художник совершил в 1899 году: из Санкт-Петербурга Рерих на пароходе добрался до Новгорода, проделав тот же водный путь, что и варяги, плававшие тут сотни лет назад. Впечатления, полученные во время этой поездки, зажгли в нем тягу к путешествиям и нашли отражение в последующем творчестве Рериха, посвященном истории Руси.

Зрелые годы


Дальше была поездка в Париж, учеба у известного художника Фернана Кормона, отдававшего предпочтение историческим сюжетам, и, наконец, свадьба с Еленой Ивановной Шапошниковой — верным другом, спутником и музой. Вместе с женой Рерих активно путешествует по России, изучая древнюю архитектуру, организовывает выставки, работает директором Рисовальной школы, возглавляет объединение «Мир искусства». В 1904 году этюды и картины Николая Константиновича Рериха отправляются в Сант-Луис (Америка), где проводилась выставка-продажа. На родину художника они вернулись спустя 70 лет.

С 1906 года живопись Николая Рериха приобретает новое направление: в каталоге известных работ того времени преобладают полотна, где художник экспериментирует с оттенками, меняя состав красок и накладывая один цвет на другой. Он много работает над тем, чтобы отыскать гармонию в сочетании реализма и символизма. На картины Николая Рериха, созданные в этот период его творчества, можно смотреть бесконечно, замечая все новые детали и любуясь игрой красок.

В работах Рериха, написанных до революции 1917 года, воспевается красота живой природы, русских городков и сел, простых людей, обыгрываются различные сюжеты из былин и народных сказок («Сходятся старцы», «Идолы», «Утро богатырства Киевского», «Сеча при Керженце»). Художник Рерих много и плодотворно работает, создавая декорации для театральных постановок («Пер Гюнт», «Снегурочка», «Валькирия»), а также принимая участие в оформлении церквей, московского Казанского вокзала, буддийского храма в Санкт-Петербурге.

Болезнь легких в 1916 году вынуждает живописца сменить климат — он уезжает на побережье Ладожского озера в Финляндии. Закрытые после революции 1917 года границы между Финляндией и Россией лишили его возможности вернуться на родину. Рерих много путешествует по странам Европы, посещает Америку, а в 1923 году отправляется в Индию в составе Центрально-Азиатской экспедиции. Эта страна настолько очаровывает его, что в 1935 году он остается жить в долине Куллу у подножия Северных Гималаев.

На многих картинах Николая Рериха, написанных за 12 лет жизни в Индии, зритель может видеть величественные горы, изображенные во всей своей суровой красоте. Серия «Гималаи» насчитывает более 2 тысяч полотен, благодаря чему Рерих получает от художественных критиков прозвище «мастер гор». Помимо этого, в своем творчестве художник использует сюжеты из индийской мифологии и легенд.

Самые известные картины Рериха


Список с названиями картин Николая Константиновича Рериха может занять не одну страницу: наследие этого трудолюбивого человека поистине огромно. Предлагаем вашему вниманию самые известные его работы, созданные в различные периоды творчества:

• «Гонец. Восстал род на род» (1897);
• «Поход» (1899);
• «Заморские гости» (1901);
• «Зловещие» (1901-02);
• «Город строят» (1902);
• «Ростов Великий» (1903);
• «Человечьи праотцы» (1911);
• «Меч мужества» (1912);
• «Эверест» (1931);
• «Меч Гэсэра» (1932);
• «Князь Игорь» (1941);
• «Партизаны» (1942) и др.

Вернуться в Россию живописцу так и не удалось. Он ушел из жизни в 1947 году в долине Куллу, где и был развеян его прах.
Перейти к биографии