войти
опубликовать

Джон
Мартин

Мартин учился в Ньюкасле и зарабатывал на жизнь росписью на фарфоре. В 1806 он приезжает в Лондон, а в 1811 впервые выставляется в Кор. Академии. Начиная с картины "Клития", которую он выставил здесь в 1814, он всякий раз ссорится с академическими кругами. Творчество Мартина развивается в сторону изображения космического и фантастического пейзажа, вдохновленного драматическими произведениями Тёрнера ("Переход через Альпы ар-

мии Ганнибала", 1812, Лондон, гал. Тейт). Он заимствует некоторые приемы "возвышенного" в "Эйдофизиконе" Лугербурга. В своих больших композициях, изображающих катастрофы и катаклизмы, он разворачивает широкие архитектурные перспективы, в которых крошечные фигурки выделяются на фоне синеватых небес ("Пир Валтасара", 1821, собрание Франк; акварель, ок. 1830, Лондон, Британский музей; "Седьмое бедствие Египта", 1823, Бостон, Музей изящных искусств; "Всемирный потоп", 1826, парижский Салон 1834; "Падение Ниневии", 1828). Художник часто заимствует свои мотивы из картин Тёрнера или архитектурных сооружений Джона Нэша в центре Лондона, однако изучение хронологии его творчества показывает, что он сам мог повлиять на этих двух мастеров ("Дворец Калигулы", 1831; "Регул, покидающий Карфаген", 1837, Лондон, гал. Тейт). Отдавая отчет в технической ограниченности своего таланта живописца и желая использовать успех своих картин, Мартин в 1820 обращается к гравюре. Он иллюстрирует "Потерянный рай" Мильтона (1827) и "Библию" (1835). Таким образом, его произведения получают известность и на континенте, где его мастерское использование белого и черного оказало большое влияние на Гюстава Доре. Гений художника был высоко оценен Карлом X, которому он посвятил гравюру "Падение Ниневии" (1830), и ЛуиФилиппом во время экспонирования "Всемирного потопа" в парижском Салоне (1834). Вскоре Мартин, пользующийся уважением во французских литературных кругах (Виктор Гюго, Сент-Бёв, Мишле), становится одним из самых почитаемых английских художников, несмотря на некоторую сдержанность формулировок, проявляемую любителями живописи. Незадолго до смерти он работает над темой "Страшного суда" (трилогия "Великий день гнева", 1853, Лондон, гал. Тейт; "Небесные просторы", "Страшный суд", 1853, собрание Франк), имевшего огромный успех после смерти художника. Наряду с этими космическими произведениями, в которых расцветает порой истинно романтическое чувство ("Бард", 1817, Ньюкасл, Художественная гал.; "Король Артур", 1849, там же; "Последний человек", 1849, Ливерпуль, Художественная гал. Уокер), Мартин создал великолепные лирические пейзажи, где, в отличие от своих современников, любил подчеркивать изменения, внесенные промышленностью в английскую природу. Ему нравилось рисовать лондонские пригороды ("Ричмонд Парк", Лондон, музей Виктории и Альберта), он страстно увлекался некоторыми техническими проектами, в частности обеспечения Лондона проточной водой, что нашло отражение в прекрасных акварелях, изображающих источники вокруг города.

Перейти к биографии