войти
опубликовать

Мари
Лорансен

Франция • 1883−1956
Мари Лорансен(фр: Marie Laurencin, 31 октября 1883, Париж — 8 июня 1956, Париж) — французская художница, гравер, иллюстратор и декоратор.

Особенности творчества художницы Мари Лорансен: Лорансен создала свой собственный стиль, который зарубежные критики называют «нимфизм». Отдавая предпочтение пастельным тонам, она писала воздушные образы бесполых существ, волшебных зверей, цветов и бледнолицых дев. Художница искренне интересовалась кубизмом и дадаизмом, трансформировала свою живопись, но никогда не покидала собственного, единожды выбранного пути в искусстве — так появился ее «деликатный кубизм». После Первой мировой войны Лорансен создала серию портретов парижской интеллигенции.

Известные картины художницы Мари Лорансен: Автопортрет, «Молодые женщины»«Семья поэта. Садия Леви, его жена Рашель и дочь Лилиана», «Гийом Аполлинер и его друзья».

Фарфор, цветы и гравюра


Мари Лорансен родилась в Париже. Ее родителями были депутат Республиканского союза Альфред Туле и простая вышивальщица Полина Мелани Лауренсен родом с полуострова Контантен. Туле много лет скрывал свое отцовство, несмотря на то, что до самой своей смерти поддерживал мать и дочь материально, позволяя им жить в элитном районе Парижа.

Сдержанность матери, ее необщительность и трудолюбие отразились на девочке. Она выросла молчаливой и работоспособной, при этом отличаясь развитым чувством прекрасного. Мать хотела, чтобы дочь стала учительницей, но позволила ей обучаться росписи по фарфору в Высшей школе для девушек в Севре. Спустя 3 года, оставив Севр, юная художница вернулась в Париж, где продолжила учиться в школе рисунка. Мадлен Лемер - «императрица роз» учила ее правильно писать композиции с цветами. Эти знания помогали зарабатывать на жизнь: сделанные Мари рисунки цветов мать вышивала на ткани.

В 1902 году девушка Поступила в академию Фердинана Юмбера , где встретила будущего кубиста Жоржа Брака. Уже полученные ею в Севре знания и твердо поставленная рука позволяли Мари быстро и легко завершать начатое задание. «Уверенный рисунок, мощный и чувственный одновременно» - говорил о ее работе однокурсник и будущий фэшн-иллюстратор Жорж Лепап.

Через год девушка начала учиться гравюре в ателье художника Луи Жуа-Путреля. В это же время она создает иллюстрации для весьма пикантного сборника стихов «Песни Билитис».

Творческий круговорот в Париже


В 1905 году Мари впервые пробует работать масляными красками и в этом же году ее картины впервые появляются на Осеннем салоне. Здесь Лорансен видит фовистов: Матисса, Анри Руссо и других. Ее отношение к живописи меняется.

Знакомство с Анри-Пьером Роше — коллекционером, писателем, журналистом и сердцеедом, - происходит в мастерской Жоржа Брака. Молодого завсегдатая творческих встреч и вечеринок поразила сдержанная и утонченная красота девушки. Роман Мари и Арни-Пьера продолжает несколько месяцев — художница не выдержала бесконечных измен. Романтическая связь заканчивается, но дружба — нет. Роше становится первым покупателем и коллекционером работ Лорансен.

Гийом Аполлинер и Мари Лорансен


В 1907 году Пабло Пикассо познакомил Мари с ее будущим возлюбленным Гийомом Аполинером. Когда великий кубист впервые заметил Лорансен в художественной лавке, сразу же отправился к Аполлинеру и заявил: «Я нашел твою невесту». С поэтом Мари провела следующие 5 лет своей жизни, они везде появлялись вместе, при этом художница продолжала жить со своей матерью. Богемная среда не слишком радушно приняла аристократичную хрупкую девушку: ее считали выскочкой, не знающей сложностей творческой жизни. Тем не менее, Мари всегда знала как себя подать и сколько времени уделить артистическому кругу.

Тяжелый, вспыльчивый характер Аполлинера, его деспотичность по отношению к Лорансен стали причиной разрыва пары. Они так и не поженились. Правда, позже художница объяснила это тем, что их матери были против брака, но, скорее всего, основной причиной была свободолюбивая натура женщины и непомерная требовательность ее возлюбленного. В 1911 году поэта и критика обвинили - ни много ни мало! — в краже Джоконды из Лувра. Вина Аполлинера не подтвердилась, но 11 дней он все-таки провел в тюрьме. За этот период Мари ни разу его не навестила и не передала ему письма. Это было начало конца. В 1913 году пара рассталась.

«Деликатный кубизм» Мари Лорансен


В 1907 году Пикассо создает своих «Авиньонских девиц», которые поражают современников и дают импульс для творческих экспериментов Мари Лорансен. Она категорически не хочет развиваться в общем русле, тщательно ищет собственный путь, в чем ей помогает Аполлинер, ценящий ее твочрескую индивидуальность. Лорансен создает свой вариант кубизма - как его называют критики, «деликатный кубизм» или «кубизм рококо». Полотна художницы этого периода — это не абстракция, не предметное окружение, а фантазийный природный мир с отточенными фигурками девушек.

Чем активнее развивается и популяризируется кубизм, тем активнее становится творческая жизнь Мари. Она участвует в Осеннем салоне, выставляется на передвижной выставке Салона Издебского, салоне Независимых и выставке Русского Литературно-художественного Общества.

Особенно продуктивным для Лорансен становится 1912 год — ее картины видят Лондон, Амстердам и Нью-Йорк.

Бывший возлюбленный Анри-Пьер Роше обеспечивает Мари полезными контактами и нужными знакомствами, помогает ей в организации выставок. А владелец парижской галереи Вильгельм Уде продает известную картину художницы «Молодые женщины» за немыслимую для тех лет сумму — 4000 франков. Это событие помогает Мари ощутить финансовую стабильность и уверенность.

Эмиграция в Испанию


22 июня 1914 года Мари Лорансен вышла замуж за немецкого художника Отто фон Ветьена. Первая мировая война вынудила пару искать убежище в Испании. Мари оказалась врагом собственной страны как жена немецкого подданного, а ее супруг не желал воевать против любимой Франции. В Мадриде Лорансен рисовала гуашью и акварелью, общалась с другими художниками, тоже покинувшими родину, среди которых были Робер и Сони Делоне.

Переселившись в виллу в Малаге, Мари скучала, переживала из-за своего положения «узницы», ностальгировала по прошлой любви с Аполлинером и вела активную переписку, из которой в 1916 году узнала о ранении бывшего возлюбленного.

Следующий город — Барселона, где художница принимала участие в создании дадаистского литературного журнала «391», посетила все постановки «Русских сезонов» Дягилева, снова встретила Пикассо. В 1918 году супруги Ветьен вернулись в Мадрид, где узнали, что все имущество Лорансен во Франции конфисковано правительством. В этом же году Мари потрясла печальная весть о смерти Аполлинера.

По окончании войны супруги решили отправиться к матери фон Ветьена в Дюссельдорф. К тому моменту отношения в паре разладились, Отто стал злоупотреблять алкоголем. В 1921 году Мари развелась с мужем и снова переселилась в горячо любимый Париж.

Снова Париж


В Париже художница становится по-настоящему знаменитой – похоже, каждая дама мечтает заказать у нее свой портрет! Лорансен участвует в постановках «Русских сезонов», создает афиши. В этот период она начинает активно заниматься иллюстрацией, появляется одна из знаменитых ее работ — рисунки к «Алисе в стране чудес» Кэррола.

К концу 20-х искусство Лорансен понемногу устаревает, ее картины покупают все меньше и меньше, остаются лишь преданные поклонники, помогавшие ей держаться на плаву. В 1931 году художница начинает обучать живописи студентов.

Лорансен воспринимает Вторую мировую войну не как источник зла, но как способ избавления от советского влияния в Европе. Такого же мнения придерживаются многие представители парижской интеллигенции. Она участвует в выставках и мероприятиях, которые организовывают национал-социалисты во Франции. Благодаря поддержке немцев Лорансен снова востребована, ее работы не задерживаются в мастерской.

Очарование немецкой властью продолжается до тех пор, пока Франция не становится оккупационной зоной, где евреи должны носить нашивки - желтые звезды, а потом и вовсе исчезнуть: началось массовое истребление. Лорансен поражена сожжением работ представителей так называемого «дегенеративного искусства», мешающего «оздоровлению нации». Имущество художницы конфискуют.

Конец войны и угасание


По окончании войны начался процесс над деятелями культуры, которые были замечены в связях с нацистами. В списке осужденных Лорансен не оказалось, возможно, благодаря тому, что во главе комиссии был Пикассо. И все же 9 дней она провела в тюрьме. Этот факт художница скрывала даже от самых близких людей.

Последние годы жизни Лорансен провела в уединении, много работала, вела обширную переписку. Не имея детей, все свое состояние она завещала приемной дочери Сюзанне Моро, которая прежде была ее экономкой.

Мари Лорансен скончалась 8 июня 1956 года от сердечного приступа.

Годы спустя японский промышленник Масахиро Такано приобрел большую часть наследия художницы, которое стало основой музея Мари Лорансен в Нагано.

Сегодня имя художницы можно встретить в строке любимой многими песни «L'été indien» в исполнении Джо Дассена:

Avec ta robe longue tu ressemblais
A une aquarelle de Marie Laurencin

(В своём длинном платье, ты была похожа на акварель Мари Лорансен).


Автор: Людмила Лебедева
Перейти к биографии