войти
опубликовать

Чарльз Ренни
Макинтош

Чарльз Ренни Макинтош (7 июня 1868, Глазго – 10 декабря 1928, Лондон) – шотландский архитектор, дизайнер, колорист и художник.

Особенности творчества художника Чарльза Ренни Макинтоша: наибольшее признание Макинтошу принесли его архитектурные работы, в том числе здание Художественной школы Глазго. Его художественный подход был близок европейскому символизму, а работа в партнерстве с женой, художницей Маргарет Макдональд, оказала большое влияние на европейские направления дизайна, такие, как модерн и сецессион, и получила высокую оценку современников. Макинтош разработал свой собственный стиль: контраст между энергичными прямыми углами и цветочными мотивами с тонкими изгибами (таков мотив розы Макинтоша) с деталями традиционной шотландской архитектуры. В последние годы жизни Чарльз Макинтош посвятил себя акварельной живописи, писал цветы и пейзажи, часто в сотрудничестве с женой.

Чарльз Ренни Макинтош был четвертым из одиннадцати детей и вторым сыном Уильяма Макинтоша, начальника и главного клерка полиции города Глазго, и его жены Маргарет Ренни. Отец дал сыну пристойное образование: мальчик учился в государственной школе Рида, а позже – в институте Аллана Глена. Макинтош был учеником местного архитектора Джона Хатчисона, в 1889 году перешел в более крупную фирму архитекторов «Ханиман и Кеппи» и женился на дочери одного из совладельцев, Джесси Кеппи. Он также записался на вечерние занятия в Школу искусств Глазго, где занимался рисованием. Здесь, под покровительством директора Фрэнсиса Ньюбери, он уделял много внимания новейшим знаниям в области архитектуры и дизайна, целыми днями проводя в библиотеке за профильной периодикой и постигая идеи современников. Макинтош выиграл множество студенческих призов и конкурсов, в том числе - престижную студенческую поездку Александра Томсона в 1890 году, которая позволила ему совершить тур по Италии.

Проект здания «Глазго Геральд Билдинг» утвердил Макинтоша как состоявшегося архитектора. Там использовались передовые технологии, в том числе гидропневматический лифт и огнеупорные бетонные полы. Чарльз Макинтош начал эксперименты с декоративными формами, создавая дизайн для мебели и металлоконструкций, а также работал в области графики. Свои стилизованные акварели он часто разрабатывал в партнерстве с другом и коллегой Джеймсом Гербертом МакНейром, а также двумя сокурсницами, сестрами Маргарет и Фрэнсис Макдональд. В 1900-х году Макинтош женился повторно - на Маргарет Макдональд; годом ранее сочетались браком Джеймс МакНейр и Фрэнсис Макдональд. Все вместе они составили художественное объединение «Группа четырех» (The Four), общим творческим стилем которого стал сплав кельтской культуры, японской архитектурной традиции и идей движения «Искусство и ремесла» английского дизайнера Уильяма Морриса. «Группа четырех» повлияла на зарождающийся в Англии стиль модерн и стала частью художественного направления «Школу Глазго» наряду с двумя существующими в то время коллаборациями «Глазго Бойз» и «Глазго Герлз».

В 1896 году Макинтошу поручили спроектировать новое здание для Художественной школы Глазго. Здание было построено в два этапа из-за нехватки средств, в периоды с 1897 по 1899 и с 1907 по 1909 годы. Задержка в строительстве дала Макинтошу внести изменения в дизайн здания, которое стало органическим сочетанием шотландского, японского стилей (знаменитая библиотека Художественной школы Глазго) в сочетании с современными тенденциями ар нуво. Современники считали здание шедевром, а в 2010 году Школу искусств Глазго признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет.

Оригинальность стиля по достоинству оценили в Германии и Австрии. Макинтош принял участие в 8-м Венском сецессионе, выставлялся в Турине, Москве. Последовали другие заказы на проектирование зданий. Уроженка Глазго, Кэтрин Крэнстон, заказала Макинтошу серию дизайнерских разработок для чайных комнат и предоставила ему полную свободу действий. Художник разработал не только мебель, но и осветительные приборы, настенные украшения и столовое серебро. В 1904 году он стал партнером «Ханиман и Кеппи», добавив к названию фирмы свое имя.

Несмотря на успех в Европе, дома Макинтош признания не получил. Он проиграл конкурсы на проектирование собора для города Ливерпуля (1902) и школы в Глазго (1906), и в 1914 году вместе с женой Маргарет переехал в Лондон. Время для амбициозных планов было выбрано неудачное - с началом Первой мировой войны все строительные работы были строго ограничены.

Воплотив в жизнь несколько незначительных проектов, Макинтош в 1923 году переехал на юг Франции. Он оставил архитектуру и посвятил оставшиеся годы жизни живописи, писал акварелью пейзажи и цветы. Маргарет всячески поддерживала мужа в этом начинании. Художник писал: «Маргарет Макдональд - мой дух, моя другая половина… Мы выбрали друг друга, и каждый дал другому то, чего тому не хватало. Ее рука всегда была в моей… О, у меня был талант - но у нее был гений. Мы составили пару». Макинтош интересовался взаимоотношениями искусственных и природных ландшафтов и создал большое портфолио архитектурных и пейзажных картин.

Чарльз Ренни Макинтош скончался в Лондоне 10 декабря 1928 года. Некоторые архитектурные проекты замечательного шотландского дизайнера были реализованы уже после его кончины.
Перейти к биографии