13 февраля в 1921 г. в Пекине родился китайско-францзуский художник-абстракционист Чжао Уцзи (赵无极 или на западе — Zao Wouki).
Он начал свой путь художника в 14 лет, когда поступил в Ханчжоуский институт изобразительного искусства (国立杭州艺术专科学校). Шесть лет посвятил изучению китайской живописи тушью и масляной технике. От своих учителей Линь Фэнмяня (林风眠) и У Даюй (吴大羽), учившихся во Франции в 20-е г, он унаследовал открытое отношение к западной живописи и любовь к экспериментальному поиску. Его увлекли работы Матисса, Пикассо и особенно Сезанна.
По рекомендации Линь Фэньмяня в 1948 г. он отправляется с женой и сыном во Францию. 36 дней в море разделили жизнь Чжао Уцзи на прошлое и будущее. Здесь, во Франции через смелые эксперименты он обретет свой индивидуальный художественный почерк и заслужит огромную славу как мастер лирической абстрактной живописи. Китайский художник быстро освоился в Париже, нашел друзей среди местных художников, начал участвовать в европейских выставках.
Живопись Чжао Уцзи, с одной стороны, не теряла связи с его художественным опытом в Китае, а с другой стороны, была тесно связано с зарядом, который он получал от столкновения с западным искусством. В 50-х г. большое влияние на его творчество оказали работы Пауля Клее (Paul Klee). Чжао Уцзи включает в свои полотна процарапанные минималистические формы, символичные знаки, древнекитайские пиктограммы.
Поездка в Нью-Йорк в 1958 г. и знакомство с работами американских абстрактных экспрессионистов подтолкнули Чжао Уцзи отказаться от фигуративности в пользу чистой абстракции. В его живописи нашли пересечение экспрессивные приемы западного современного искусства и выразительные средства китайской живописи тушью. Плавные переходы тона, подтеки краски, глубина цвета и прозрачность слоев напоминают приемы китайской живописи се-и. Сухие и шероховатые штрихи передают динамику движения кисти, уподобляясь каллиграфическим линиям. При этом его работы не теряют плотности, которую им придают масляные краски. Собственно к монохромной живописи Чжао Уцзи обратился в 1972 г. после того, как из жизни ушла его вторая жена, гонконгская актриса Чэнь Мэйцинь (陈美琴).
Спрос на его работы был высок на протяжении 1960-х годов в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. А в 1970-е и 1980-е годы интерес к картинам Чжао вспыхнул и на азиатском рынке. В годы, предшествовавшие смерти художника (умер в 2013 году в возрасте 92 лет) его работы стабильно продавались с аукционов за шестизначные суммы, часто достигая 5 миллионов долларов и более.
В 2011 году объём продаж произведений Чжао Уцзи составил 90 миллионов долларов и его работы продолжают расти в цене. В мае 2017 года на аукционе Christie's в Гонконге работа 29.09.64 ушла с молотка за $19,5 миллионов. А
осенью 2018-го триптих Уцзы «Июнь-Октябрь» был продан на Sothebey’s за рекордные для азиатских художников $65 млн, а в совокупности все работы Цзао Уцзи в 2018 году собрали $135 млн.
Последние годы художник провел со своей третьей женой Франсуаз Марке (Françoise Marquet). Чжао Уцзи ушел из жизни 9 апреля 2013 г. в Швейцарии.