войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Лука
Карлеварис

Италия • 1663−1729

Биография и информация

Итальянский живописец венецианской школы. С 1679 жил и работал в Венеции; в 1685—1690-х посетил Рим, где испытал влияние работ Дж. Паннини и Г. Ван Виттеля, но современник художника, автор статьи к словарю художников Пьетро Гуариенти (Abecedario pittorico.., 1753), справедливо подчеркнул его самостоятельность: "это был средний живописец, но он не учился там и сям". Карлеварис был высокообразованным человеком, профессором математики. На портрете кисти венецианца Б. Наццари (Оксфорд, Музей Ашмолеан) Карлеварис изображен с циркулем, глобусом, книгами, занятым науками. С математической точностью он рассчитывал размеры изображаемого пространства, оптический ракурс, распределение света и тени, прибегая к помощи камеры-обскуры. Карлеварис заслужил прозвище Лука из Ка’Дзенобио, так как его покровителем был венецианский меценат Дзенобио, украшавший ведутами художника свой дворец. Произведения мастера охотно покупали и английские туристы, среди которых он тоже имел покровителей.

 

Строящиеся по законам сценического пространства городские виды Луки Карлевариса всегда замкнуты архитектурными постройками, перегружены фигурками людей. Он любил изображать многолюдные сцены, вдохновляясь, по-видимому, произведениями римских мастеров бамбоччаты. В полотнах Пьяццетта во время карнавала (Венеция, частное собрание), Вход английского посла во Дворец дожей (Бирмингем, Художественный музей), Площадь Сан Марко (1720, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) с присущей художнику четкостью распределены освещенные и затененные зоны, в которых размещены отдельные группы людей, уравновешены цветовые пятна костюмов горожан, собравшихся на площади. Но городской вид выглядит в его ведутах не как сценическая декорация, а как пейзаж, в котором передано световоздушное пространство.

 

Более поэтичны ведуты Карлевариса с изображениями маленьких венецианских площадей (кампи и кампьелло) и расположенными на них церквами Санта Мария делла Формоза, Сан Моизе, Санта Мария деи Мираколи. В них почти нет фигур, и сами эти живописные церкви являются главным украшением тихих уголков Венеции. Особым очарованием обладают и ведуты Карлевариса со старыми средневековыми мостами — Мост в Вероне (Венеция, частное собрание), Церковный мостик у Санта Мария делла Салюте (Хартфорд, Атенеум), здесь он вводит стаффаж, словно сопоставляя приметы истории и жизнь современного города.

 

Издание гравюр по выполненным с помощью оптической камеры рисункам Луки Карлевариса, предпринятое венецианцем Доменико Ловиза в 1703 (Le fabbriche di Venezia), оказало значительное влияние на развитие ведуты в XVIII столетии и популяризацию ее в офорте.

 

Карлеварис создавал также парадные портреты своего покровителя графа Бальби и членов его семейства (Портрет Катарины Бальби, Венеция, Ка’Реццонико). Дочь Л. Карлевариса Марианна Карлеварис (1703—1750) была художницей, последовательницей Р. Каррьера и тоже писала портреты семейства Бальби (Портрет Корнелии Фосколо Бальби, Венеция, Музей Коррер), детские портреты в нежной серебристо-голубой и пепельной гамме.