Регистрация
Франц Марк
Франц
 Марк
Германия 1880−1916
Подписаться39                
Подписаться39                
Биография и информация
 
Франц Марк (нем. Franz Marc, 8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник-экспрессионист, основавший вместе с Василием Кандинским художественное объединение и альманах «Синий всадник».

Особенности творчества Франца Марка: художник всю жизнь писал животных, считая их высшими существами и пытаясь найти в их жизни особое ощущение себя внутри природы, утерянное современным человеком. Марк не наблюдал за животными со стороны, а смотрел на мир их глазами. Для живописи Франца Марка характерны резкие переходы цвета, яркая, чистая палитра, напряженные, резкие формы, часто кубистические — на поздних картинах.

Известные картины Франца Марка: «Судьбы животных», «Башня синих лошадей», «Лисицы», «Тироль», «Косули в лесу».

Франц Мориц Вильгельм Марк всегда был мечтателем, который любил лошадей и разговаривал со своей собакой. В детстве он мечтал о работе сельского священника, в юности — о браке из жалости, к концу своей недолгой жизни — об очищении мира войной. Ни одна из этих фантазий не воплотилась — Франца Марка ждала совсем другая судьба, которая и знать ничего не хотела о его сумасбродных мечтах.

Художник, а не священник

Маленький Франц был очень умным, тихим и вдумчивым, еще в гимназии увлекся Ницше. В самом деле, сложно представить сорванца в семье отца-юриста и матери-кальвинистки. Его старший брат Пауль стал ученым-византинистом, а Франц без раздумий выбрал теологию и философский факультет Мюнхенского университета. В этой семье все было очень серьезно.

Невозможно сейчас угадать, какие впечатления или события произошли во время прохождения Францем Марком срочной службы, но после нее он вернулся с совершенно твердым решением бросить философию и заняться живописью. Потом последует добрый десяток лет напряженного поиска своего пути: он поступит в Академию художеств и разочаруется в академическом образовании, он поедет в Париж копировать полотна старых мастеров и онемеет в восторге перед картинами Ван Гога и Гогена, он совсем ненадолго увлечется модерном и романтизмом.

К моменту встречи с Василием Кандинским в 1911 году Франц Марк уже выяснил о себе все: его настольной книгой была «Жизнь животных» Брема, любимым местом для упражнений в рисунке — зоопарк, главным источником в изучении натуры — экспонаты зоологического музея, а каждый цвет на его палитре обрел собственный характер и смысл. «Я хочу обострить свое восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе… Я не знаю лучшего способа подобного „оживления“ искусства, чем изображение животных».

Сколько бы лошадей, косуль и собак ни написал Марк, ни один толковый искусствовед не называл его «анималистом» — изображение животных для художника становится новой мечтой, попыткой посмотреть на мир глазами зверя.

Первый альманах «Синий всадник» Кандинский и Марк создавали вдвоем. Они придумали название (потому что оба любили синий цвет, Кандинский — всадников, Марк — лошадей), отбирали и редактировали материалы и замахнулись создать первую в мире «синтетическую книгу». Рукописные музыкальные партитуры, детские рисунки, народное творчество, авангардная живопись и скульптура, философские и искусствоведческие эссе — все это встало рядом, разрушая границы искусств.

«Синим всадником» позже начали называть художественное объединение молодых художников, собравшихся вокруг Марка и Кандинского. А через несколько лет началась Первая мировая война, навсегда оставив первый выпуск альманаха единственным. «Синий всадник» — это мы оба, я и Марк" — сказал Кандинский позже и даже после войны отказался возрождать этот проект. Без Марка.

Не та Мария

Мало кто знал Марка ближе, чем Василий Кандинский: «Он выглядел как житель гор с его необыкновенным ростом, широкими плечами, худым лицом, черными волосами, с его манерой размашисто шагать. В городе он казался столь массивным, столь несоответствующим. Его лучше было видеть среди гор, лугов и лесов. Там он был „дома“. Всегда его сопровождала большая белая собака по имени Русси, которая походила на хозяина беспорядком внешнего вида, силой и некоторой треугольностью облика… Они чудесно дополняли и понимали друг друга. Черный говорил что-нибудь Белому ласковым голосом, и Белый кивал головою в ответ». С животными у Марка всегда складывалось проще, чем с людьми.

Личная жизнь Марка была путанной и изматывающей, ему было неудобно и тесно в этих отношениях, как тесно бывало в городе. Ни бурный роман с замужней художницей Анеттой фон Экардт, ни загадочный брак из милосердия с Марией Шнюр не принесли Францу счастья, он никогда не был с ними «дома». Другая Мария, Мария Франц не была богемной красоткой, не отличалась особой утонченностью, курносая и круглолицая, походила на крестьянку. Но именно она, искренняя и открытая, стала его прибежищем, его домом и его счастьем. Четыре года влюбленным пришлось ждать расторжения первого брака, чтобы наконец-то пожениться и больше никогда не расставаться.

Страшная война вместо обновления

Франц Марк не единственный молодой искренний немец, который пошел воевать в Первую мировую за идею глобального обновления и очищения Европы. Эти мысли витали в воздухе — просто Марк в отличие от многих других отчаянно красиво их формулировал: «война станет прорывом к новой Европе, прорывом, пусть даже и жестоким, но благотворным», «сейчас нам нужно замолчать и дать слово мировой истории», «война не превращает меня в реалиста — наоборот… Сражения, раны, движения — все кажется таким мистическим, нереальным». Кроме всех прочих способностей он имел талант между прочим, в каком-нибудь личном письме, высказать важные для всего поколения идеи очень емко и в точку. Именно поэтому о его жизни пишут не только арт-критики, но и историки, исследователи этой всемирной кровавой мясорубки.

Самые близкие друзья восторженных ожиданий Марка не поддерживают: Пауль Клее презирает даже его военный мундир, Кандинский вынужден уехать в Россию и не принимает ту цену, которую придется заплатить Европе за очищение, 27-летний Август Макке погиб в бою и обессмыслил своей смертью любые доводы в пользу войны. Прозрение пришло к Францу вместе с первыми серьезными боями: «трупный запах на километры вокруг невыносим» — пишет он в письме к жене.

Смерть вместо жизни

Немецкое правительство в 1916 году подготовило список важных для страны художников, которых следовало освободить от военной службы. Франц Марк был в списке, но так и не узнал об этом. Как в классическом кино, где факта смерти самого по себе мало для эффектного ухода героя, Марк погиб за несколько дней до того, как приказ доставили на фронт. Его ранили в сражении под Верденом — одном из самых кровавых за всю историю Первой мировой войны. Тогда обе стороны потеряли около миллиона человек — но даже смерть большого художника и мечтателя Франца Марка не принесла Европе ожидаемого очищения. Надежда осталась только на искусство, о котором он говорил: «Искусство — ни что иное, как выражение мечты. Чем больше мы предаемся ему, тем ближе подступаем к внутренней правде вещей».

Автор: Анна Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
Ines Solomatina
+30

Лента
Художественное объединение «Синий всадник» - одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года (1911 – 1914). Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всех искусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о самодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Франц Марк. Женщина читает на лугу
Франц Марк. Женщина на фоне зимнего пейзажа
Франц Марк. Два желтых оленя
Франц Марк. Вид из окна
Франц Марк. Две черных кошки
Франц Марк. Две обнаженные женщины возле зеленого камня
Франц Марк. Дикий кролик
Франц Марк. Две диких кошки
Франц Марк. Две лисы
Франц Марк. Две кошки
Франц Марк. Две обнаженные женщины
Франц Марк. Пастушка с овцами
Франц Марк. Всадник у моря
Франц Марк. Шесть обезьян
Франц Марк. Отдыхающее животное
Франц Марк. Три кота
Франц Марк. Три оленя
Франц Марк. Тигр в джунглях
Франц Марк. Лошадь и осел
Вся лента
Работы художника
всего 254 работы
Франц Марк. Судьбы животных
8
Судьбы животных
1913, 196×226 см
Франц Марк. Башня синих лошадей
13
Башня синих лошадей
1913, 130×200 см
Франц Марк. Малая композиция II
1
Малая композиция II
1914, 46×60 см
Франц Марк. Композиция III
1
Композиция III
1914, 46×57 см
Франц Марк. Калибан, эскиз костюма к пьесе Шекспира "Буря"
1
Калибан, эскиз костюма к пьесе Шекспира "Буря"
1914, 39×46 см
Франц Марк. Слон, лошадь, вол. Зима
2
Слон, лошадь, вол. Зима
1914, 84×80 см
Франц Марк. Косули в лесу
5
Косули в лесу
1914, 110×100 см
Франц Марк. Четыре пса из своры принца Юсуфа
1
Четыре пса из своры принца Юсуфа
1913, 9×14 см
Франц Марк. Мифические животные
2
Мифические животные
1913, 25×31 см
Посмотреть все 254 работы художника
HELP