Гербранд ван ден Экхоут или Гербрандт Янс ван ден Экхаут (нидерл. Gerbrand Janszoon van den Eeckhout; 19 августа 1621, Амстердам — 22 октября 1674) — нидерландский живописец и гравер, один из лучших учеников Рембрандта, очень близко подходивший к нему в своих композициях и в колорите, но уступавший ему в отношении тонкости художественного чувства.
Писал портреты, бытовые сцены и, главным образом, исторические картины, из которых важнейшие — «Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу» (в Лувре), «Отрок-Христос, беседующий с мудрецами в храме» (в мюнхенской Пинакотеке), «Семейство Дария пред Александром Македонским» и «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (в Эрмитаже) и др. Многие из написанных им портретов он собственноручно гравировал «крепкой водкой».
Экхоут часто менял свой стиль живописи в зависимости от сюжета. Широкая кисточка и мощные светотеневые эффекты его религиозных и мифологических картин обычно отражают влияние Рембрандта, а также учителя его учителя Питера Ластмана (1583-1633), картины и рисунки которого он видел в мастерской Рембрандта. Воодушевление Ластмана особенно заметно в том, что Ван ден Экхаут платил за роскошный декор и его использование для сцены-платформы, на которой можно было представить свои работы. С другой стороны, Ван ден Экхоут исполняет свои портреты и жанровые сцены изысканно и элегантно, что отражает более фламандскую живописную традицию.
В дополнение к своей художественной деятельности он был также любителем-поэтом и обладал в этом некоторыми способностями. Он также служил налоговым оценщиком произведений искусства в Амстердаме в 1659, 1669 и 1672 годах.
Перейти к биографии