Регистрация
Абрахам Янсенс
Нидерланды 1576−1632
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Учился у Я. Снеллинка (с 1583), посетил Италию (1586—1601; возможно, вторая поездка ок. 1604—1605), где испытал влияние Караваджо. С 1601 мастер, с 1606 декан гильдии живописцев. Работал в Антверпене. Писал религиозные, аллегорические и мифологические картины. В отличие от ряда современных ему фламандских живописцев, развивавшихся в русле караваджизма, творчество художника отмечено чертами большей самостоятельности и свежести, в полнокровности его образов и в декоративности композиции ощущается непосредственная связь с традициями национальной живописи. Статичные фигуры отличались монументальным характером, в колорите преобладали локальные краски. С кон. 1620-х находился под сильным влиянием искусства Рубенса.

В начале XVII века живопись во Фландрии переживает период бурного расцвета. Увеличивается число художников и мастерских, а также расширяется круг заказчиков. Главным из них была церковь, нуждавшаяся в больших алтарных образах, способных не только заинтересовать зрителя своим сюжетом, но и захватить его эмоционально. Вместе с тем картины должны были соответствовать пышности барочного стиля, воцарившегося в Европе в то время. Другим заказчиком было дворянство, которое предпочитало украшать свои замки и дворцы огромными картинами-панно. В них изображались сцены охоты, лесные пейзажи, религиозные, аллегорические и мифологические сюжеты. Мало кто из художников, помимо Рубенса и Иорданса, мог работать сразу в нескольких областях живописи. Поэтому среди живописцев происходила специализация, не такая узкая, как в Голландии, но соответствующая делению живописи на жанры. Далеко не последнее место среди этих мастеров занимал Абрахам Янсенс, мастер фигурных композиций. Янсенс был одн. ой из интереснейших фигур в кругу антверпенских художников первой трети XVII века. В отличие от большинства, которое находилось под громадным влиянием Рубенса, Янсенс имел в живописи свое собственное лицо. Одно время он даже был единственным соперником великого живописца. При этом Янсенс сам не был свободен от обаяния Рубенса. Но он умело сочетал это с традициями старого нидерландского романизма и караваджизма. Янсенс родился, жил и умер в Антверпене. Этот город уже с XV столетия считался одним из главных центров фламандского искусства. Здесь была основана и процветала знаменитая гильдия (своеобразный союз живописцев) святого Луки. Надо сказать, что из всех видов искусства именно живопись почиталась в Антверпене, да и во всей Фландрии, больше всего. Поэтому все мастера стремились в этот город, в котором мирно уживались самые разные, порой совершенно противоположные направления живописи. Перед начинающим художником открывался неограниченный выбор манер и стилей. Янсенс поступил учиться к Я. Снеллинку, верному последователю Мартина де Воса и, следовательно, представителю позднего маньеризма. В 1598 году Янсенс едет в Рим. Рим в то время исполнял в Европе ту же роль, что и Антверпен во Фландрии. Сюда стекались лучшие силы европейского искусства, здесь формировались новые направления. Одно из них, ставшее впоследствии известным под названием караваджизм (по имени его основателя Караваджо), входило, а моду. Через несколько лет караваджизм распространился по всей Европе. Мало можно назвать художников, в той или иной мере не попавших под его влияние. Янсенс, художник ищущий и молодой, живо воспринял художественные основы караваджизма. Они, главным образом, заключались в уходе от изобразительных принципов академизма с его отвлеченностью от жизни и склонностью к догматизму. Караваджо открыто обращался к реальной действительности во всех ее, порой даже грубых, проявлениях. Он также совершенно пересмотрел законы композиции, освещения и изображения тела в движении. Все эти новые идеи Янсенс привез с собой на родину.

По возвращении в Антверпен Янсенс становится уже в 1601 году мастером, то есть получает право иметь живописную мастерскую. А в 160.6 году его избирают деканом гильдии св. Луки. Он становится одним из первых художников Антверпена, правда, ненадолго, так как в 1608 году возвращается из Италии проживший там несколько лет Рубене — истинно первый живописец Фландрии. Тем не менее Янсенс продолжал вести самую активную творческую деятельность. Из его мастерской в 10-е-20-е годы вышло огромное количество живописных произведений. Его жесткая, порой становящаяся холодной живописная манера, во многом противостоящая рубенсовской чувственности, несомненно должна была иметь поклонников. В картинах этого времени (например, «Воскрешение Лазаря», церковь Сеи-Пьер в Дуэ) мастер умело выявляет то, что дается ему с наибольшим успехом — изображение пластической подлинности человеческого тела. Движение в сложном ракурсе, разнообразные жесты, взаимосвязь фигур и пространственная смена планов — вот в чем сила произведений Янсенса. В другой его картине «Шельда и Антверпен» (1610, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) — аллегорическом изображении столицы Фландрии и реки, на которой она стоит — умение делать композицию классически ясной достигает своего апогея. Однако более характерными для последних тридцати лет жизни художника остаются его религиозные произведения, написанные в традиционном для Нидерландов жанре алтарного образа. Так, например, позднее «Распятие"* из музея в Валенсьенне написано с соблюдением всех правил и канонов. В центре — крест с распятым Христом, по сторонам которого два распятых разбойника. У подножия креста — Богоматерь и любимый ученик Христа Иоанн, коленопреклоненная Мария Магдалина и Мария Клеопова. Все фигуры написаны с почти скульптурной осязаемостью, объемностью. Их одежды развеваются пышными барочными складками, особенно красный плащ Марии Клеоповой. Позы распятых разбойников тоже переданы с большим мастерством. Тем не менее в картине царит ощущение некоторой театральности, искусственности. Это как бы дань рубенсовскому гению, но лишенная его огромной жизненной силы.

Читать дальше
Работы понравились
Olga Gryadunova
Dmitriy Svistak

Лента
Абрахам Янсенс. Церера, Бахус и Венера
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 3 работы
Абрахам Янсенс. Скальд и Антверпия
0
Скальд и Антверпия
308×174 см
Абрахам Янсенс. Аллегория ТЩЕСЛАВИЯ
2
Аллегория ТЩЕСЛАВИЯ
XVII век, 114×89 см
Абрахам Янсенс. Церера, Бахус и Венера
0
Церера, Бахус и Венера
1615, 184.5×236.3 см
Посмотреть все 3 работы художника
HELP