войти
опубликовать

Александр
Борисович Серебряков

Франция • 1907−1994

Биография и информация

Александр Борисович Серебряков (Alexander Serebryakoff) - Живописец, график, дизайнер, театральный художник, сын художницы З. Е. Серебряковой.
В своем творчестве следовал художественной традиции мастеров объединения «Мир искусства». Создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся миниатюрностью письма, стилизацией изображения, преобладанием графического начала над живописным, декоративностью цветового решения. Как и художники «Мира искусства», работал в основном в технике акварели.
Детство Александр провел в Петербурге и в имении Нескучное. Систематического художественного образования не получил, учился в основном самостоятельно. В 1925 выехал за границу и после ряда переездов поселился с матерью в Париже.
В 1926 исполнил цикл географических карт в качестве декоративного оформления временных выставок в Музее декоративных искусств в Париже.
В 1928 успешно дебютировал на выставке русских художников в галерее Лесника. В дальнейшем участвовал во многих групповых выставках в парижских галереях, экспонировал свои работы также в Праге и Брюсселе.
В 1931, после окончания Колониальной выставки в Париже, написал цикл больших декоративных панно для парижского Колониального музея.
В 1934–1935 занимался оформлением интерьеров особняка барона Броуэра под Брюсселем вместе с матерью, З. Е. Серебряковой. Писал акварельные пейзажи Парижа, занимался сценографией вместе с А. Н. Бенуа и Кристианом Бераром, под руководством художника П. Н. Шильдкнехта работал декоратором для французского кинематографа, иллюстрировал и оформлял книги для французских, американских и бельгийских издательств — «Наша Франция». Альбом для детей (1934); «Венок». Стихи Лолли Львова (1938); «Сумерки богов» (1938), сотрудничал в журналах мод. В 1941 вместе с архитектором Эмилио Терри работал над созданием декоративного оформления отдельных интерьеров и парковых павильонов замка Шато де Груссе близ Версаля, принадлежавшего известному коллекционеру испанскому атташе по делам культуры Карлосу де Бестеги. В послевоенные годы работал над проектами интерьеров при перестройках и обновлениях музеев и богатых особняков. Мастерски исполнял иллюзорные стенные росписи с изображениями книжных шкафов и коллекций фарфора.
В 1946 оформил балет «Сильфида» Ж. Шнайцхоффера в постановке В. Гзовского для «Балета Елисейских полей», совместно с А. Н. Бенуа исполнил иллюстрации к поэме А. А. Попова «Григорий Орлов». В 1950 оформил балет «Жизель» А. Адана (постановка не была осуществлена).
В 1951 выполнил около сорока акварелей с изображением сцен грандиозного костюмированного бала, устроенного Карлосом де Бестеги в Палаццо Лабиа в Венеции. В 1969 создал серию работ, запечатлевшую различные эпизоды Восточного бала, данного бароном Алексисом де Реде в отеле Ламбер на острове Святого Людовика в Париже. Впоследствии писал картины, где с документальной точностью изображал интерьеры известных частных замков и дворцов во Франции, Англии и Австрии (например, интерьеры замка Дичли, находящегося недалеко от Оксфорда).
В 1985 в Париже состоялась совместная ретроспективная выставка работ А. Б. Серебрякова и его сестры Е. Б. Серебряковой. В 1987 ретроспективная выставка работ художника прошла в Didier Aaraon Gallery в Нью-Йорке.