войти
опубликовать

Валентин
Александрович Шаврин

1936−1990
Валентин Александрович Шаврин родился 15 июня 1936 года.
В 1950-х годах будущий художник посещал детскую изостудию во Дворце пионеров, которой руководил И.Ф.Федянин. Именно тогда в шестнадцатилетнем возрасте он создает акварель "Переяславская Рада", которая экспонировалась на выставке в Киеве, репродуцировалась в печати. Для будущего художника это имело решающее значение. Дальнейшее образование В.А. Шаврин получает на живописном отделении Днепропетровского училища, где учится с 1960 по 1965 год.
С 1969 года работает в Художественном фонде.
С 1971 года регулярно участвует в областных и республиканских художественных выставках. На выставках демонстрировались в основном графические работы - рисунки и акварели. 
Талант художника естественен, природен и исполнен внутренней духовной силы, определившей его подлинность и оригинальность. Художник создал свой мир на грани чувства и ума. Отсюда и гармоничная уравновешенность композиционных частей, логично продуманная завершенность структурно-пластического их решения. Вместе с тем, символика цвета подчеркивает диссонансное противостояние цветовых пятен, придает его полотнам экспрессивную выразительность. Эти качества индивидуальности художника представляют неповторимость и оригинальность Валентина Шаврина.
Работы художника находятся в фонде Запорожского художественного музея и частных собраниях.


Шаврин Валентин родился в 1936 г., а ушел из жизни на пороге своего 55-летия...Возраст зрелости человека, период, когда художник обладая мастерством творит свободно и уверенно. Интерес к искусству определил его путь профессионального обучения. В 1950-х годах он посещает детскую изостудию во Дворце пионеров, который руководил И. Ф. Федянин. Именно тогда в шестнадцати-летнем возрасте он создает акварель "Переяславская Рада", которая экспонировалась на выставке в Киеве, репродуцировалась в печати. Для будущего художника это имело решающее значение. Дальнейшее образование Валентин Шаврин получает на живописном отделении Днепропетровского училища (1960-1965). С 1969 года работает в художественном фонде. 1971 участвует в областных и республиканских выставках. Поездка в Донецк в 1978 году, где он работал в республиканской творческой группе "Стан 3000", дала значительный материал для художника. Пришло понимание и выражение по своему намеченных тем и избранных сюжетов, над которыми он работал годами.
Упорно и настойчиво возвращаясь к картинам уже начатым, он был требователен к своей работе. Варианты решения его картин "В душевой", "Рыбачки", "Купающиеся мальчики" поражают и удивляют своей простотой и прямолинейностью трактовки сюжетов, желанием выразить свои чувства и мысли с наибольшей убедительностью. Максимально используя гармонию и напряжение цвета, он стремился к ясности образа, доводя его почти до символического звучания. Схема и структура композиций его картин проста и соответствует классическим традициям. Отличительной особенностью в одних является стремление подчеркнуть и передать динамику в ее естественном проявлении. Это прежде всего в работах - "Купающиеся мальчики", "Рыбачки", "Радость победы", "Лето", "Пляшущие солдаты", где движение определяет особенность образа, то есть практически открывает его. В других работах преобладает статика-"Семья", "Древняя Русь", "В вагоне", что соответствует задаче и характеру образной структуры композиций.
Талант художника естественен, природен и исполнен внутренней духовной силы, определившей его подлинность и оригинальность. Найти свою тему или суметь сказать по-новому о всем давно известном задача сложная, и настоящий художник всегда открывает и находит свое неожиданное решение образа. Так Валентин Шаврин ставил себе подобные задачи и находил новые воплощения и трактовки. Например его ранняя работа "Мария с сыном" (1966 г), где необычно сочетаются два начала - жанровость сюжета и монументальная обобщенная значительность с почти символическим звучанием цвета.
"Поцелуй Иуды" 1987 года поражает сложным подходом к трактовке, которая обретает черты
нашего времени в понимании и видении евангельского сюжета. Сущность вечной темы выражена через остроту и психологическую драматичность, в образной трактовке отличается проникновенностью и теплотой.
В поле зрения интересов и творческих поисков художника всегда был человек. Пристально вглядывался Шаврин в мир, в котором жил и принимал то. что соответствовало его пониманию гуманности. Его мысли и чувства, выраженные в пластических образах, неожиданны с позиций официальных. Используя конкретные наблюдения жизни, он умеет находить прекрасное во всем и выразить это в соответствии со своим талантом. А талант его виден даже в том, что избираемые им сюжеты отличались простотой, за которой открывался мир человека мудрого, философски воспринимающего жизнь.
Среди портретных образов его автопортреты выделяются, несомненно, своим подходом и дают возможность не просто взглянуть на себя, а вглядеться пристально и требовательно без скидок, что далеко не каждый способен сделать. Они раскрывают нам характер человека ищущего и мыслящего, тонко и глубоко чувствующего.В автопортретах выражено осмысление художником своих интересов и убеждений, своих противоречий, которые всегда определяют истинное начало творческой жизни. Здесь честность и искренность, открытость и незащищенность соседствуют с решительностью и бескомпромиссностью, убежденностью и целеустремленностью. Пристальный и открытый взгляд художника в "Автопортрете" 1977 года исполнен чуткого внимания. Он как бы прислушивается к чему-то напряженно, сосредоточенно осмысливая и вопрошая себя и своих современников. Психологичность трактовки образа характерна для большинства портретов Шаврина. Его автопортрет 1980 года несет в себе необычную силу эмоционального напряжения драматической характеристики, его жертвенности и обреченности, но даже сам тип автопортрета "Житие художника" , берущий начало композиционного решения иконописной живописи, определяет и утверждает жизнь. Свой жизненный крест, каждый человек несет сам, и Шаврин выражает это зримо, с определенной долей сарказма. Палитра и голубь в клеймах "Жития" - ниже рук художника - раскрывает главные устремления его души.
Осмысление себя в своих интересах и убеждениях компенсировалась и выражалось и в его увлечениях. Он был заядлым голубятником. Наблюдения за птицами, их жизнью было не случайным для художника. Наблюдая за парением птиц в небе, за их полетами и движениями, Валентин открывал для себя жизнь природы птиц и мироздания в философском аспекте. Прежде всего - это раскрыто в сложности и глубине психологической характеристики в автопортретах.
Из встреч и общения с художником запомнилась его особенная склонность к рассуждениям и осмыслению даже самых простых жизненных факторов и явлений. Его внутреннее природное чувство, пожалуй, это можно назвать интеллигентностью, не позволяет вести себя иначе... Да это можно назвать скромностью по отношению к тому, что он делал и создавал, но он продолжал творить так, как считал это возможным для себя, то-есть "держа руку на сердце..."
Оставила след в жизни художника и его творчестве прошедшая война. Она началась, когда ему было 5 лет. Свое отношение на сюжетные темы, связанные с войной, Выразил он в картинах - "Весна-43-го/Кузнецы/"/1987/, "Не вернувшимся с войны - посвящается"/1985/, "Пляшущие солдаты"/1986/. Его многочисленные рисунки "Инвалид"/1966/, "Годы послевоенные"/1966 - 69 г. г.,1972 г./, "Партизаны"/1972/, "Партизаны - подрывники"/1973/,
"Пляшущие солдаты"/1977 - 80/ -со всей определенностью доносят до нас индивидуальное решение этой темы. В картине "Весна-43-го,/Кузнецы/" своеобразно и неожиданно изображены два человека, подковывающие коня. Один из них - раненый с костылем солдат сидит на табуретке, а рядом кузнец держит коня. Напряженность изображенной сцены выдает выпрямленная фигура солдата и полыхающие отсветы огня, а также косых лучей
солнца. Экспрессивное начало отличает пластика рисунка к картине "Пляшущие солдаты"/1977/. Выразительность поз танцующих фигур в контрастном соотношении света и тени вместе с подчеркнутым движением их по кругу создает устрашающую динамичность образа. Жесты рук и ног утрированы и усиливают эмоциональное драматическое его звучание.
Свойственное Шаврину качество определяет своеобразие его творческого начала.
Художник пытливо, с постоянным вниманием и завидной настойчивостью находит свое видение и выражение в живописной пластике и в рисунке. И это прежде всего можно заметить в натюрмортах. Это целый мир, открытый и увиденный художником по-своему. Красота форм, цветов, плодов, сосудов, предметов с их сложным и богатым
разнообразием увлекает его. Он создает акварелью с завидным интересом простые и убедительные лаконичные, исполненные могучей внутренней силы образы. Этот новый мир с откровенным интересом художник создает точно и уверенно. Он выявляет и конструктивную сущность всей композиции и своеобразие форм, что позволяет увидеть и ощутить всю их особенность в прямой взаимосвязи с настроением человека. Лаконичность натюрмортов
"Натюрморт с рыбой"/1975/, "Сирень"/1981/, "Виноград"/1981/, "Ирисы"/1979/ обладает особенными достоинствами. Это прежде всего и одухотворение обычных вещей и своеобразное отношение автора к задачам искусства, и в этом их великое таинство. Это не просто благоухающая весной сирень и нежные ирисы, а особенно торжественно воспринимаемая и открываемая художником их вечная пробуждающаяся красота.
Красоту художник умеет находить во всем. Так он показывает и открывает ее в картине с изображением жанровой будничной сцены "В душевой" /1977-83-82/. Красоту и нежность молодых женщин Шаврин старался подчеркнуть и открыть, используя контраст. Молодые работницы снимают с себя грубую одежду, их прекрасные в своей естественной пластике движений полуобнаженные фигуры дают возможность ощутить их прелесть и обаяние.
Контрастом к грубой одежде звучат легкие и гибкие фигурки, в которых художник сумел отметить и индивидуальное своеобразие характеров представленных женщин, подчеркнув это их позами, жестами, движениями. Именно красота движений и поз, привычных и естественных для работающих женщин, трогает в картине "Рыбачки". В их пластике есть сила и легкость, так созвучная с природой и ее естественной красотой. Эмоциональный пафос раскрытия темы юношества отличает "Купающихся мальчиков" /1985/. Они связаны у автора с воспоминаниями его детства. Среди валунов и разбушевавшейся водной стихии естественно воспринимаются движения трех мальчиков-подростков. Они полны силы и энергии, грациозной легкости и движения, уверенности и хрупкости, они неотъемлемая часть природы, которая покоряет своей необузданной силой, вечной стихии.
Невольно вспоминаешь и интерес Валентина Шаврина к художникам Александру Иванову, Винценту Ван-Гогу, Полю Гогену, которые решали подобные задачи в своем творчестве, и отрадно, что автор старался найти свое решение.
К работам обладающим захватывающей экспрессией и динамикой, относится картина "Лето"/1987/. В ней под стать свободному, легкому движению двух девичьих фигур расплавленные жаркие краски палящего летнего солнца. Все в едином порыве и движении исполнено жизни. Небольшое полотно, однако, отличает монументально звучащий
лаконичный и цельный строй.
Острота напряженной пластики живописных образах в картинах художника соотносится со структурой и характером рисунка. Выразительность последнего раскрывает нам очень тонкого и умелого рисовальщика. Его рисунок обладает точностью передачи формы, линейная и штриховая выразительность привлекает определенной живописностью.
Особый интерес художника вызывает монументальное искусство и воплощение в нем исторических сюжетов.
Художник создавал свой мир на грани чувства и ума. Отсюда и гармоничная уравновешенность композиционных частей, логично продуманная завершенность структурно-пластического их решения. Вместе с тем, многозначащая символика цвета подчеркивает диссонансное противостояние цветовых пятен, придает его полотнам экспрессивную
выразительность. Эти качества индивидуальности художника представляют неповторимость и оригинальность Валентина Шаврина.
Перейти к биографии