войти
опубликовать

Франческо
Гварди

Италия • 1712−1793

Биография и информация

Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698-1760), мастера алтарных композиций в стиле рококо. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско. Гварди прославился как создатель поэтических, полных фантазии видов Венеции. Его пейзажи основаны на непосредственных впечатлениях и наблюдениях. Среди лучших пейзажей Гварди — Рио деи Мендиканти (Бергамо, академия Каррара) и Лагуна (Милан, музей Польди-Пеццоли). Его приверженность живописным ценностям и передача атмосферных эффектов в значительной степени предвосхищают открытия импрессионистов 19 в.

Долгое время его

творчество находилось в тени работ его брата, Франческо Гварди, и стало известным лишь благодаря современным исследованиям, между тем, он еще при жизни пользовался большой популярностью. Он был членом Академии с момента ее основания (1756), возможно, по рекомендации своего шурина Дж. Б. Тьеполо. Между 1730 и 1745, по заказу маршала Шулембурга, он исполняет множество копии с картин знаменитых художников (Веронезе, Риччи, Солимены, Л. М. Ванлоо), среди которых были «Тайная вечеря» (С. Риччи, Сааль, музей), портреты Филиппа V. Елизаветы Фарнезе, Фердинанда Испанского (Л. М. Ванлоо, Ганновер, собрание Шулембурга), «Александр Македонский у тела убитого персидского царя Дария» (Дангетти, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Другие его произведения вызвали большие споры, по мнению большинства исследователей, автором многих картин с изображением человеческих фигур, которые некогда приписывались Францеско Гварди, был именно Джанантонио, а Франческо выступал только как помощник. Таким образом. Джанантонио были приписаны композиция «Смерть св. Иосифа» (подписная, Берлин, музей Боде), алтарные картины «.Мадонна со святыми» (в ц. в Виго д'Анаунья, вдохновленная Солименой: в ц. в Бельведере ди Аквилеи, вдохновленная С. Риччи, в ц. в Черете Бассо, исполненная под влиянием Пазиано). декоративные панно [«Аврора'». «Нептун», «Марс», Венеция, собрание Чини), станковые произведения («Тюркери»), Дугано, собрание Тиссен-Борнемиса) и циклы, иллюстрирующие «Освобожденныи Иерусалим» (Лондон. частное собрание), сцены из римской истории (Осло, вилла Богстад), или «Историю Иосифа» (Милан, частное собрание). По мнению ряда ученых, он исполнил также один из шедевров венецианской живописи XVIII в. - «Исцеление Товита», которая украшает орган в ц. Анджело Раффаэле в Венеции. Любопытно, что большинство этих работ представляют собой вариации, более или менее свободные, на темы, заимствованные у современных художников или старых мастеров; однако, благодаря живописной фантазии и виртуозной технике, Джанантонио создал совершенно оригинальные произведения. ГВАРДИ Франческо (1712, Венеция 1792. там же) Его раннее творчество неотделимо от деятельности его брата, Джанантонио, который был намного старше Франческо и руководил известной в Венеции мастерской. Первоначально Франческо работал вместе с ним, потом все больше обособлялся, а когда Джанантонио умер, то, в свою очередь, возглавил фамильную мастерскую. Как и его брат, Франческо начинал с картин, изображавших человеческие фигуры или истории, но вскоре обнаружил тонкое чувство атмосферы, связывающей персонажей и окружающий пейзаж. Эти черты характерны уже для ранних произведений, таких, как «Вера» и «Надежда» (1747, Сарасота, музей Ринглинг), в которых фигуры словно трепещут перед необъятным и ярко освещенным пейзажем, а также для более позднего «Чуда св. доминиканца» (ок. 1763, Вена, Музей истории искусств), где пространство как бы вибрирует, а небольшие фигуры включаются в взволнованную атмосферу. Здесь возникает проблема, которая породила множество споров: кому из двух братьев Гварди следует приписать авторство «Исцеления Товита» в ц. Анджело Раффаэле в Венеции? Свободная «импрессионистская» фактура, вибрирующая атмосфера, объединяющая фигуры с пейзажем, яркие вспышки красных красок - все это бесспорно напоминает знаменитые ведуты Франческо.

Не только в Венеции, но и по всей Европе Гварди прославился именно как ведутист. В ранних работах он испытывает влияние Марко Риччи («Пейзажфантазия», до 1750. Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), а позже - Каналетто. Однако, хотя и используя схемы Каналетто, он придает своим венецианским видам совершенно иное настроение («Пьяцца СанМарко», Лондон, Нац. гал.) «цвет здесь играет уже новую роль, смягчая освещение» (Паллуккини).

Серия «празднеств», сюжет которых заимствован из эстампов Брюстолона (1766), датируется около 1770 (Париж, Лувр, Брюссель, Кор. музей изящных искусств, Гренобль, Музей изящных искусств). Эти картины представляют собой «виды», в которых точно отражены реальные исторические события (праздники в честь дожа девиза IV Мочениго в 1763). Однако сам сюжет является лишь предлогом к чарующему и необычному описанию Венеции, переданных с широким чувством пространства и золотистым освещением; динамичные образы теряют свою архитектоническую монументальность и преобразуются, вызывая в памяти фантастичные и мимолетные видения. Эти официальные «виды» чередуются в творчестве Гварди со знаменитыми «Каприччи», которые своим освещением и непринужденностью сильно отличаются от манеры Риччи. В «Каприччо на лагуне» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), широко развернутом под дождливым небом, кисть художника как бы задерживается на заплатанных парусах и потрескавшихся стенах, соединяя реальность и фантазию.

В 1782 в двух сериях работ Гварди вновь проявил себя как официальный художник. Первая, исполненная по случаю пребывания в Венеции великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, выдержана в гамме зеленых и каштановых тонов, оживленных рассеянным светом и вибрирующими (формами («Гала-концерт», Мюнхен, Старая пинакотека). Во второй серии, написанной в честь папы Пия VI, фантастическая перспектива интерьеров создает впечатление захватывающей пустоты, а силуэты фигур окрашиваются в сумеречные тона («Месса в ц. Сан-Джованни э Паоло» (Кливленд, музей).

Для позднего стиля Гварди характерно одиночество и меланхолия, что выразилось и в его угасшей палитре. В «Каприччи» (Флоренция. Уффици) материя словно разлагается от пронзительной и поэтической ностальгии. Творчество Гварди огромно (более тысячи картин). В крупных европейских и американских музеях находятся его виды Венеции и «Каприччи» (Милан, музей Польди-Пеццоли, Лиссабон, фонд Гульбенкяна; Лондон, Нац. гал.; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Вена, Академия; Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса; Бергамо, Академия Каррара). Графическое наследие художника включает в себя эскизы декораций, силуэты («macchiette») и городские виды; даже в этих акварельных или перовых рисунках Гварди достигает определенного светового эффекта и вибрации.