Художественная судьба Будякова Валерия Филипповича складывалась своеобразно: долго, но последовательно. Тяготел к рисованию и живописи с детства. Будучи в армии в 1967г. художник впервые принял участие в выставке "Урал- Сибирь -Дальний Восток". В 1973 году Будяков поступает в лучшую в Перми художественную школу №1. Учеба продолжалась и далее, когда началась самостоятельная работа: занимался самообразованием, много читал и смотрел альбомы с работами художников, наблюдал, сравнивал, посещал художественные галереи Москвы и Санкт-Петербурга. И, конечно, очень много работал сам.
Большой опыт был приобретен художником в период работы (1981-2006) в известной в Перми изостудии, которую много лет возглавлял выпускник высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, ныне заслуженный художник России М.Г. Павлюкевич. Студийцы выезжали на пленэры, работали с "обнаженкой", другими моделями. Обсуждали, спорили. Работы студийцев постоянно показывались на выставках в Центральном выставочном зале и на других площадках города.
Начинал молодой автор с натурного письма, но эта традиция оказалась не совсем ему близкой. Темперамент художника импульсивный, неугомонный. В какой-то степени, атмосфера того времени, одна из его граней, ориентирующая на более индивидуальный пусть развития, сделала автора приверженцем субъективной, модернистской живописи. Судя по работам, такой тип живописи оказался для художника наиболее органичным.
А вдохновляется художник самой обычной реальностью: красотой окружающей природы, любовью к своему дому, семье - жене и дочери, любовью к животным и вообще - к окружающему миру. Свидетельством этого являются мотивы его творчества: если это портрет, то чаще всего это портрет жены, дочери, друзей, знакомых. Есть автопортреты. Чистых пейзажей немного, автору ближе композиции, говорящие о целостности восприятия мира. В этих композициях, как правило, присутствуют человек, земля, небо, животные, птицы (если изображение пейзажные) или разнообразный предметный мир (если изображение связанно с интерьером).
Многие его работы создают впечатление, что автор "жаден" до жизни, он просто опьяняется ею, каждой минутой ее течения и торопится запечатлеть на холсте свои экспрессивные состояния, выраженные в живописно-пластических визуальных образах. Цвет в картинах автора - это не окраска предметного мира, а выражение ощущения мира, тональность мировосприятия. Атмосфера его картин обычно напряженная, вплоть до драматизма. Существенную роль в образах играют ритмы, очень сложные, бурные, напряженные. В основе своей они, все-таки, основаны на естественных, природных ритмах, которые откорректированы и срежессированны автором. Образы автора привлекают повышенной эмоциональностью, зрелостью и ощущением внутренней силы и подлинности.
У художника, кроме групповых и тематических выставок было несколько персональных: в 1989 году первая персональная выставка в клубе им. Маяковского, в 1989 году персональная выставка во дворце им. Ленина, юбилейная персональная выставка к 50-летию в Краеведческом музее города Перми в 1996 г. Кроме того, по результатам летних пленэров выставки «Кунгур» и «Чердынь».
Участие в выставке к 30-тилетию изостудии «АРТ-с» в центральном выставочном зале. Юбилейная выставка к 60-тилетию в 2006 г. в культурно-деловом центре города Перми. Участие в выставках «АРТ-центра современного искусства» в выставочном центре им. Солдатова: «Карнавал», «Слава женщине моей» , «Региональная выставка театральных художников» , и т. д. Персональная выставка живописи в Доме архитектора в мае 2010 года и в пермской АРТ-резиденции в 2014г.