войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Джордж
Доу

В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев В. А. Голике и А. В. Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

 

Выполнял также частные заказы.

Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе как модный портретист, мастер репродукционной гравюры; он также создавал исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального романтизма. Доу писал портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо. В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца.

 

Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет. За это время самим художником или совместно с его русскими учениками В.А. Голике (умер в 1848 г.) и А.В. Поляковым (1801-1835) для галереи было выполнено 333 портрета. Осенью 1820 г. в Академии художеств была устроена небольшая выставка работ Джорджа Доу, после которой он был избран почетным членом петербургской Академии художеств. Выставка принесла мастеру огромный успех. С этого времени многие члены царской семьи, придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали заказывать Доу свои портреты. Художник успевал писать всех.

 

Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности и манер. Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался. В Петербурге Доу неутомимо работал, по многу часов простаивая перед мольбертом то в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных заказчиков.

 

Первые годы художник работал один, потом была создана целая мастерская. Сначала приехали из Англии граверы - зять Доу, Томас Райт, и младший брат Генри Доу, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений Джорджа Доу. Спрос на эти гравюры был очень большим: их приобретали сами изображенные, чтобы дарить близким, их родные, сослуживцы, а также учреждения, которые они возглавляли, учебные заведения, где они учились.

 

В 1822 г. в мастерской Доу появились два помощника - Александр Поляков и Василий (Вильгельм) Голике. Несмотря на то, что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны. Несомненно, что некоторые из них написаны не самим Доу, а кем-то из его помощников. В 1828 г. Доу получил звание первого портретного живописца русского императорского двора и вскоре покинул Петербург. К этому времени мастер состоял членом петербургской и лондонской Академий художеств, был избран в венскую, флорентийскую, парижскую, мюнхенскую, дрезденскую и стокгольмскую Академии.

 

В феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург, чтобы написать портрет великого князя Константина Павловича (в рост) и закончить несколько портретов для Военной галереи. Резко ухудшившееся состояние здоровья заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 г.

 

После смерти Доу его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника, закончил начатые Доу три поясных портрета генералов, а также портрет великого князя Константина Павловича.

 

Судя по многочисленным отзывам современников, их поражала в творчестве Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения кистью. "Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая, смелая, быстрая, но слишком быстрая... она не кладет, бросает краски, и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них... от этого все портреты Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов...", - писал П. Свиньин в журнале "Отечественные записки" в 1820 г. Театрально-романтическая приподнятость композиций и эскизность манеры, которую часто принимали за небрежность, вызывали некоторое неудовольствие критиков, в остальном награждавших Доу самыми высокими эпитетами.

Перейти к биографии