Хосе Мария Серт (исп. Josep Maria Sert, 21 декабря 1874, Барселона – 27 ноября 1945, Барселона) – каталонский художник-монументалист, беспрецедентно востребованный при жизни и практически забытый после смерти. Серт учился в Риме, а в 25 лет приехал в Париж и нашел единомышленников среди членов группы
«Наби». Серт никогда не оставался долго на одном месте, в одном городе: путешествовал, расписывал дворцовые залы, ратуши и соборы по всей Европе и Америке, зарабатывал большие деньги и без сожалений их тратил на дорогие гостиничные номера, вино и еду. По воспоминаниям друзей, был блестящим эрудитом и незабываемым гидом и рассказчиком. Первой женой Хосе Серта была
Мизиа Годебска, муза и покровительница молодых художников.
Серт умер в 1945 году и был похоронен в Кафедральном соборе Вика, стены которого он украшал живописными работами дважды: в с 1926 по 1930 год, а после того, как его полотна были уничтожены во время гражданской войны, еще раз – с 1939 по 1945 год.
Невероятно знаменитый при жизни, Серт был предан забвению после смерти. Главная причина этой анафемы вовсе не утратившее актуальность творчество художника, а личные политические взгляды. Серт был близким другом генерала Франсиско Франко и поддерживал фашистский режим, когда тот установил диктатуру в Испании.
Особенности творчества художника Хосе Марии Серта: за свою жизнь Серт написал больше 7 тысяч квадратных метров живописных полотен и фресок для украшения частных и общественных зданий. Его приглашали расписывать Рокфеллер-центр и гостиницу Waldorf Astoria в Нью-Йорке. В Женеве Серт работал над росписями зала во дворце Лиги наций. Лучшие его работы (в Женеве и в Вике) выполнены в особой, практически монохромной, колористической гамме: желто-коричневой. Его узнаваемый стиль – экспрессивный и мощный – сложился где-то на пересечении модернистских находок и барочных традиций.
Известные работы Хосе Марии Серта:
«Американский прогресс» (Рокфеллер-центр),
фрески дворца Лиги наций,
«Триумф Аполлона», «
Америка. Зима».