войти
опубликовать

Русудан
Давидовна Хантадзе-Андроникашвили

Грузия • родилась в 1937
Русудан Хантадзе-Андроникашвили родилась в Тбилиси. Окончила филологический факультет Тбилисского университета. Член Союза художников СССР, Грузии и России. Искусствовед, филолог. Более 20 лет руководила отделом культуры в посольстве Грузии в России. Автор книг, статей, очерков и монографий по искусству и о творчестве грузинских художников. Имя Русудан включено во Всемирную энциклопедию художников (Германия, 1998).

Работы художницы находятся в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), Музее современного искусства (Москва), Музее Нодара Думбадзе (Тбилиси, Грузия), Патриархии Грузии, в Национальном музее женского искусства (Вашингтон, США), в Белом Доме (Вашингтон, США), Посольстве Грузии в США, Представительстве Грузии при ООН (Нью-Йорк, США), в собрании Арнольда Зальцмана, в личной коллекции Джорджа Буша-младшего, в частных коллекциях в Аргентине, Бельгии, Германии, Исландии, Испании, Итали, Китае, Кореи, Мексике, Франции, США, Швейцарии, Швеции, Югославии, Японии.
Рисовать начала неожиданно, в зрелом возрасте. Впервые взяла в руки кисть, на рубеже своего 50-летия. Проснувшись в Русудан единожды - страсть к живописи - захватила ее навсегда.
Русудан пишет только то, что ее волнует и радует. Рожденные богатым воображением художницы, ее по-детски искренние работы отражают движения души, фантазии, похожие на сказку. Она создала несколько серий – «Старый город», «Звери и птицы», «Деревья и пейзажи», «Церкви», «Переселение народов», «Портреты и маски».
Много картин посвятила художница родному Тбилиси. Ей удалось по-новому взглянуть на свой город, передать его душу. Каждый дом для художника – живое существо. Цикл архитектурных пейзажей старого Тбилиси, хитросплетение балконов, веранд, крыш напоминают красочные декоративные ковры, гобелены. Многие ценители искусства почувствовали особый колорит этих произведений. Одна из публикаций о творчестве Русудан Андроникашвили была озаглавлена: «От крыш Русудан поехали крыши у всех известных коллекционеров».
Часто объектом изображения становятся деревья, символ созидания, жизни. А иногда рождается причудливый синтез: в городской пейзаж как бы вклиниваются деревья в ярком солнечном свете, создавая особую эмоциональную атмосферу.
Привлекает внимание разнообразие средств, используемых автором. Наряду с традиционными техниками – темперой, акрилом, маслом, Русудан Андроникашвили может работать и совсем неожиданным способом.

Художница очень чувствительна к фальши, неискренности, она пишет только то, что создает хорошее настроение, пробуждает положительные эмоции. «Проблем в жизни предостаточно. Я не хочу навязывать людям негативные мысли, чувства… Надо радоваться жизни!», - утверждает она. Произведения художницы, действительно, щедро дарят зрителям чувство красоты, покоя и ощущение радости бытия.
Живописность, искренность работ, непосредственность – отличительные черты творчества художницы. Подобно музыке, ее спонтанно-ассоциативное творчество выражает эмоции, состояния настроения, конкретизируемое и закрепляемое названием композиции. Образы, переданные художницей, трепетны и искренни, немного наивны, но никогда не оставляют равнодушными зрителей и почитателей ее таланта.

«Претворенные образы действительности - не только знаки, отражения того, что существует в мире внутреннем, душевном, не оформленном в материальные формы. Таким путем следуют символисты и поэтому, не случайно, некоторые картины Русудан напоминают Чурлеониса, Беклина, но одновременно и экспрессионистов…. Тем же путем пытаются идти многие наши современники, но не всем хватает сил, уверенности и энергии, которые присущи Русудан».

Светлана Хромченко
Искусствовед, Государственный музей искусства народов Востока, Москва
Перейти к биографии