войти
опубликовать

Никас
Степанович Сафронов

Россия • родился в 1956

Биография и информация

Никас (Николай) Степанович Сафронов (8 апреля 1956 г., г. Ульяновск) — советский, а затем российский живописец, известный портретист и общественный деятель. Является академиком Академии художеств России, профессором Ульяновского госуниверситета, почетным гражданином городов Баку и Ульяновск. В 2013 году Никасу Сафронову присвоили звание заслуженного художника Российской Федерации, а в 2017-м — народного художника Дагестана.

Огромный вклад живописца в развитие искусства и благотворительности, а также его активное участие в жизни общества были отмечены множеством орденов и медалей России и других стран. Его имя не сходит со страниц изданий, посвященных светским новостям и сплетням, что нисколько не мешает Сафронову продолжать свой яркий творческий путь.

Особенности творчества художника Никаса Сафронова: полученное художественное образование стало для живописца прочным фундаментом, на котором зиждется его талант. Искусно соединяя приемы, присущие различным стилям, Никас создает удивительные по сюжету и гамме полотна, которые привлекают внимание искусствоведов и ценителей живописи. В одном из своих интервью художник признался, что, являясь человеком быстро увлекающимся и столь же быстро остывающим, он предпочитает менять техники, не зацикливаясь на какой-либо одной. Превосходная зрительная память, мастерское владение карандашом, акварельными и масляными красками, а также богатое воображение — вот секрет творчества Никаса Сафронова, подарившего миру свои необычные картины.

В поисках собственного стиля художник изобрел оригинальную технику, которую Сафронов назвал «дрим-вижн». Она заключается в «затуманивании» основного изображения — так, словно оно находится за тонкой пеленой утренней дымки. Будучи знатоком творчества символистов и экспрессионистов, живописец переносит на холст ускользающие воспоминания о своих снах, комбинируя их с реальными персонажами и местами. Чтобы добиться эффекта «дрим-вижн», Никас накладывает на картину тончайшие слои краски — до тех пор, пока не получит нужный результат.

Известные картины Никаса Сафронова: «Мечты об Италии» (продана в 2011 году за 106 тыс. долларов на торгах аукциона Сотбис), «Сон о Москве», «Распятие Христа», «Ночь», «Утро», «Бог нефти», «Ангел Храма», портреты Софи Лорен, Филиппа Киркорова, Михаила Козакова, Ринго Старра, королевы Елизаветы Второй и других известных личностей.

В России и за рубежом регулярно проводятся выставки работ этого эпатажного художника, которые неизменно собирают полные залы публики. Многие портреты Сафронов подарил прототипам, и сегодня эти работы занимают почетные места в частных коллекциях.

Картины Никаса Сафронова: загадочная магия искусства

Детство будущего художника проходило в обычной многодетной семье советского военнослужащего. Маленький Николай проводил время со своими четырьмя братьями и сестрой — привязанность к ним и родителям он пронес через всю свою жизнь. Впоследствии, ступив на творческую стезю, он взял псевдоним «Никас» — в память о матери, которая имела финско-литовские корни.

Интерес к рисованию появился у Никаса Сафронова в школьные годы. Мечтая о путешествиях в дальние страны и невероятных приключениях, он перерисовывал иллюстрации из книг — и довольно успешно. После школы Николай поступил в Одесскую мореходку и проучился там на судоводителя один год. А дальше произошло нечто необычное…

В 1973 году Одесская мореходка отмечала свое 75-летие, и в связи с этим событием руководство училища приняло решение поощрить курсантов, отличившихся в учебе. Парусник «Товарищ», на борту которого был специально отобранный экипаж из лучших учеников мореходки, направлялся в плавание к американскому берегу — в город Балтимор. Среди курсантов-счастливчиков был Никас Сафронов.

По пути к пункту назначения парусник попал в сильный шторм, который продолжался почти сутки. Когда разбушевавшийся океан смирил свой нрав и курсанты смогли отдохнуть, обессилевший Николай провалился в глубокий сон, более похожий на обморок. По словам Сафронова, ему приснилась галерея, в которой были выставлены его картины — еще не написанные им в реальности. Рядом с собой он обнаружил «деда», который, переходя от одного полотна к другому, комментировал увиденное. Николай то спорил с «дедом», то соглашался, но в какой-то момент его таинственный собеседник исчез. Подняв голову, Никас Сафронов увидел его, воспаряющего вверх, и понял, что перед ним великий Леонардо да Винчи. На вопрос «Ты куда?» гений живописи молча бросил Никасу прямо в руки большой светящийся изнутри шар. В этот момент Сафронов проснулся с четким пониманием того, что он — художник.

Этот сон стал поворотным моментом в жизни Николая. Вернувшись из плавания, он ушел из мореходки и поступил в Ростовское художественное училище. Там будущий живописец старательно изучал секреты мастерства, уделяя особое внимание работам Леонардо — художественным, философским, научным. Благодаря великому флорентийцу Никас Сафронов сумел отыскать собственный стиль рисования, не похожий ни на какой другой.

Дальше была работа в ростовском ТЮЗе, служба в армии, учеба в вильнюсском художественном институте — и все это время Никас не прекращал совершенствовать свое мастерство. Свои первые картины Сафронов нарисовал в памятном 1973 году. Уже в 1978 году он удостоился персональной выставки, которая принесла ему славу портретиста, сюрреалиста и смелого экспериментатора.

Если внимательно рассматривать фото картин Никаса Сафронова, можно заметить, что в какой-то момент полотно словно затягивает зрителя в себя, делая его персонажем сюжета. Такой эффект создают те особые приемы, которые использует Никас во время работы. Легкие полупрозрачные клочья тумана, яркие акценты, множество мелких и тщательно прорисованных деталей заставляют наблюдателя всматриваться в изображение и создают иллюзию присутствия. Как признается сам художник, спустя пару часов увлеченной работы он обнаруживает себя вовлеченным в картину, будто вошедшим в нее.

Для художника Никаса Сафронова нет ничего невозможного: он смело комбинирует узнаваемые объекты и сюрреалистические образы, создавая нечто новое. Ярким примером такой работы является картина «Распятие Христа»: крест со Спасителем помещен на фоне ночного Манхэттена. Знакомые силуэты небоскребов со светящимися окнами будто прячут грехи своих обитателей за хрупкой человеческой фигурой, и грозовые тучи разрезает вдалеке отблеск закатного солнца.

Сегодня возможность смотреть картины Никаса Сафронова есть не только у посетителей персональных выставок художника, но и у пользователей нашего художественного портала. «Артхив» собрал для вас большую коллекцию картин Сафронова с названиями и описаниями, и мы надеемся, что вы с удовольствием проведете время наедине с удивительными полотнами этого гения современности.