войти
опубликовать

Екатерина
Васильевна Билокур

Украина • 1900−1961

Биография и информация

Билокур Екатерина Васильевна: (укр. Катерина Василівна Білокур, 7 декабря (25 ноября по старому стилю) 1900, с. Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии — 10 июня 1961, с. Богдановка Яготинского р-на Киевской обл.). Украинская художница-самоучка, яркий представитель «наивной» живописи.

Особенности творчества художницы Билокур Екатерины Васильевны: Екатерина Билокур — это самобытный автор, не имеющий не только художественного, но даже школьного образования. Тем не менее, она входит в сотню лучших художников Украины, удостоилась множества наград и признания самого Пикассо. Ее творчество можно отнести к направлению «наивное искусство»: оно пропитано народным творчеством и фольклором. Ее работы оригинальны, полны детской искренности, восхищения миром и высокого мастерства. Свою живопись Екатерина Билокур посвятила цветам, как символу счастья и красоты — тем двум вершинам, к которым художница стремилась всю свою жизнь. Она также обращалась к портретам и пейзажам, но сама же признавалась, что они получаются у нее хуже.

Известные картины художницы Билокур Екатерины Васильевны: «Цветы на синем фоне», «Арбуз, морковь, цветы»«Портрет Надежды Билокур», «Счастье. Аисты ребенка принесли».

Проявление таланта Екатерины Билокур


Билокур Екатерина Васильевна родилась в 1900 году в крестьянской семье. Точный день ее рождения неизвестен, и датой рождения принято считать 7 декабря — день великомученицы Екатерины: в начале прошлого века еще было принято называть детей по святцам. Девочку с детства окружал крестьянский быт, и никто не планировал отдавать ее учиться. Но она сама рано выучилась читать, а позже начала рисовать на кусочках ткани подручными «сельскими» средствами: углем из печки, перьями из курятника, тонкими веточки деревьев из сада и красками, созданными из того, что под руку попадалось. Первый настоящий карандаш она выпросила у брата.

Увлечение Катерины рисованием не привело в восторг родителей, которые отказали девочке даже в школьном образовании. «Ну вот дед и отец посовещались – зачем же, мол, Катю в школу посылать, когда она и сама учится, не будет рвать ни сапог, ни свиту, а еще она понемногу на веретене будет прясть и грамоте научится. Вот такая моя школа», - вспоминала Билокур. Впервые родители увидели ее рисунки, прилепленные на стены хлебным мякишем, когда их сыну задали нарисовать лошадь. А сестра так увлеклась, что изрисовала почти всю тетрадь мальчика, за что и получила сполна от отца: родители считали рисование бесполезной затеей и запрещали дочке тратить на него время. И все же творческая натура Екатерины раскрывалась, талант развивался. Никита Тонконогий, родственник семьи, создает в родном селе народный театр. Для него она делает декорации, также играет роли в спектаклях. Эта великолепная отдушина не смогла компенсировать все тяготы жизни талантливой девушки. Она была не такая, как все, и насмешки были не редкостью. Несмотря на яркую внешность и наличие женихов, Катерина так и не вышла замуж. Каждый из кавалеров ставил неприемлемое для нее условие: бросить «це малювання». Но собственный талант оказался важнее мнения односельчан и патриархальных стереотипов.

Когда попытка — пытка


В 22 года Екатерина отправляется в Миргород в надежде заняться тем, к чему лежала ее душа с младенчества. Но Миргородский техникум художественной керамики не принял девушку, пришедшую только с двумя рисунками: копией картины и зарисовкой старого дома. Но самой веской причиной отказа оказалось отсутствие документа о школьном образовании. Художница вернулась домой ни с чем.

Ее односельчане-учителя, супружеская пара по фамилии Калита, организовали драматический кружок, в котором Екатерина активно участвовала. Именно Иван Калита, которого считали местным художником, первым оценил талант Билокур. Несмотря на то, что Катерина была уже взрослой, родители все еще имели на нее влияние: будучи не замужем, она жила вместе с ними. Родители дали разрешение девушке участвовать в постановках, но только если та будет успевать выполнять все обязанности по хозяйству.

Еще одну попытку получить художественное образование Екатерина Билокур предпринимает в 1928 году. Киевский театральный техникум отказывает художнице по той же причине, что и Миргородский — отсутствие необходимой «семилетки». Безвыходная ситуация, давление родителей, невозможность проявить себя творчески и заниматься тем, чем действительно хочется - все это приводит девушку в отчаяние. В ноябре 1934 года она пытается утопиться в реке Чумгак. Катерина осталась жива, но сильно застудила ноги, и это сказалось на ее здоровье в дальнейшем: художнице приходилось переносить немалые страдания. После страшного поступка дочери родители, наконец, разрешают ей посвятить себя рисованию. Впрочем, получив «добро» на занятия живописью, Екатерина должна была продолжать работать и в поле, и по дому. Немало слез было пролито над яркими и светлыми работами.

Цветы Билокур: от Богдановки и до Парижа


Художница писала цветы, с удивительным детским и наивным усердием уделяя внимание каждому лепестку, малейшей детали. Она никогда не срывала цветы, составляя букеты, чтобы поставить их в вазу и рисовать, как это делает большинство художников. Екатерина рисовала только живые цветы — может, они и выглядят на полотнах так свежо и радостно, потому что в них и есть настоящая жизнь. Зимой мастерица продолжала заниматься любимым делом, изображая цветы и растения по памяти. Большой сложностью оказался технический аспект любимого занятия, ведь никто не учил простую крестьянку грунтовать холст, правильно разводить краски.

39-летняя, уже не молодая, по меркам тех лет, Екатерина Билокур слыла странной женщиной. Но именно в этом возрасте к ней придет слава, о которой женщина даже не помышляла. Как-то услышав по радио трогательную, а теперь очень известную украинскую песню «Чи я в лузі не калина була» Оксаны Петрусенко, художница была поражена настолько, что написала певице письмо, в которое вложила рисунок с изображением калины, нарисованный на кусочке полотна. Это произвело впечатление на Петрусенко, и она показала работу знакомым художникам. Те, в свою очередь, заинтересовавшись автором, направили художника Владимира Хитько, главу художественно-методического совета областного Дома народного творчества, в Богдановку к Екатерине Билокур. Ее работы были отобраны для персональной выставки.

В Полтаве, в Доме народного творчества было представлено всего лишь 11 картин сельской художницы-самоучки. Но зрители и критики оценили наивную красоту и чистоту работ Билокур. Ее пригласили в Москву, куда она поехала в сопровождении Владимира Хитько. Посетив Третьяковскую галерею и ГМИИ им. Пушкина, мастерица впервые увидела произведения искусства великих мастеров: до этого ее единственным «учителем» была природа.

Начиная с 1944 года, Екатерине сопутствует удача. Ее родное село посещает директор Музея украинского народного декоративного искусства и покупает картины художницы. Именно благодаря этому событию в настоящее время музей располагает крупнейшим собранием работ Билокур.

Екатерина Билокур становится членом союза художников Украины, заслуженным художников УССР, она награждена орденом знака почета, участвует во многих выставках Москвы и Киева. В 1954 году Пабло Пикассо на Международной выставке в Париже увидел работы Билокур и был восхищен творчеством художницы из далекого украинского села. Он сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!». Известная реплика. Меньше знают о том, что представленные на выставке работы при перевозке обратно в СССР были похищены и до сих пор не найдены. О художнице сегодня знает далеко не весь мир, но ценители ее творчества по-настоящему ценят и уважают невероятно сильную женщину, взрастившую свой талант в столь тяжелых условиях.

Когда слава не приносит счастья: последние годы Екатерины Билокур


Помимо художественной деятельности, примечательна линия взаимоотношений мастерицы с художниками и искусствоведами, представителями украинской интеллигенции, с которыми она вела переписку. Мысли Катерины Билокур, изложенные на бумаге, восхищают современников, уверенных не только в ее талантах живописца, но и в писательском даре.

Несмотря на славу, хорошую пенсию и интересные знакомства, Екатерина до конца своих дней оставалась жить в своем старом деревенском доме. После смерти отца в хату вернулся брат со своей женой и детьми. Сноха невзлюбила художницу, семейные конфликты возобновились.

За яркими цветами ее картин скрывались болезнь ее матери, проблемы с близкими, практически неподвижные ноги и резкая боль в желудке. Художница так и не смогла переехать в городскую квартиру с удобствами. Ее мать умерла в 94 года, и буквально на той же неделе скончалась художница. Это случилось 10 июня 1961 года, после операции в Яготинской районной больнице. Похоронили Екатерину в родной Богдановке, а картины забросили на чердак. Некоторые работы использовали как подставки для помойных ведер.

Сохранившиеся работы Билокур попали в картинную галерею Яготинского государственного исторического музея. Многие из них в ужасном состоянии не только из-за хранения на чердаке, но и из-за неправильной подготовки холста и красок. Все же художница была самоучкой.

А в 1977 году в Богдановке был открыт мемориальный музей Екатерины Билокур, а возле дома поставили памятник, автор которого — племянник художницы.

Автор: Людмила Лебедева